Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и задачи психодиагностики




Введение

Психодиагностика представляет собой обширную область и способствует решению широкого спектра практических и научно-исследовательских задач в подавляющем большинстве психологических дисциплин: социальной и организационной психологии, психологии личности и малых групп, психологии управления и труда, педагогической и возрастной психологии, клинической психологии и др.

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Электронный учебник (ЭУ) «Психодиагностика» предназначен для освоения учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», которые входят в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки 030300 «Психология» (степень «бакалавр»), в федеральный компонент цикла ОПД специальности 030301 «Психология служебной деятельности» и 030302 «Клиническая психология» (квалификация «специалист») на психологических факультетах вузов. Учебник также может использоваться для освоения аналогичных дисциплин по смежным направлениям базовой подготовки специалистов или в рамках дополнительного профессионального образования.

ЭУ «Психодиагностика» является самостоятельным электронным изданием, не имеющим печатного эквивалента. По целевому назначению он относится к категории учебного продукта, содержащего систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанные на студентов разного уровня подготовки. По технологии распространения учебник может использоваться в качестве локального и сетевого учебного электронного издания.

ЭУ «Психодиагностика» разработан на основе рабочих программ соответствующих учебных дисциплин, нацелен на обеспечение самостоятельной работы и повышение качества обучения студентов.

ЭУ «Психодиагностика» предполагает единую программную среду для всех компонентов (Microsoft Visual Studio 2008. NET. C#). Применения данной программной среды позволяет использовать учебник на всех современных ОС компании Microsoft. Оболочка содержит общий указатель всех статей и параграфов, позволяющий мгновенно переходить к нужной части учебника.

Содержательный материал учебника представлен в формате языка гипертекстовой разметки HTML, что обеспечивает учебнику универсальность представления и возможность размещения данных в сети Интернет. В основном окне программы отображается меню и содержимое учебника с возможностью изменения формата и прокрутки в любых направлениях.

ЭУ «Психодиагностика» создан на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, содержит три раздела и 14 глав, дидактические тесты рубежного самоконтроля по каждому разделу с электронной обработкой результатов, авторскую компьютерную программу психологической диагностики «4-Ф личностный тест «Коммуникабельность», глоссарий с алфавитным указателем, список рекомендуемой литературы.

ЭУ «Психодиагностика» может использоваться как при самостоятельном освоении предмета, так и на занятии под руководством преподавателя при изучении материала.

Доступность и простота интерфейса не требует специальной подготовки. Основной материал дополнен множеством иллюстраций методик и необходимых для работы документов, что способствует информационной насыщенности и визуальной образности, позволяя сконцентрировать внимание обучающихся на содержании предлагаемого материала, повышая интерес к самообучению.

Авторы выражают признательность Н.Ю. Ульяновой за содействие в подготовке некоторых материалов к учебнику.

 

МОДУЛЬ 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА

 

Комплексная цель: формирование у студентов представления о психодиагностике как научной дисциплине.

 

Глава 1. Введение в психодиагностику

 

Понятие и задачи психодиагностики

 

Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике и постановки диагноза.

В структуру психодиагностики входитобщая и прикладная психодиагностика.

Задачи общей психодиагностики:

1. Разработка теоретико-методологических основ:

§ психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения);

§ построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.);

§ оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность);

§ адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.);

§ экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование);

§ проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.);

§ постановки и применения психологического диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза);

§ компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым);

§ требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик.

3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития.

Задачи прикладной психодиагностики:

1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает:

§ применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза;

§ обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования;

§ предоставление обоснованных рекомендаций.

2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.).

3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики.

4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик.

5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики.

6. Сертификация психодиагностических методик.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...