Понятие и задачи психодиагностики
Стр 1 из 25Следующая ⇒ Введение Психодиагностика представляет собой обширную область и способствует решению широкого спектра практических и научно-исследовательских задач в подавляющем большинстве психологических дисциплин: социальной и организационной психологии, психологии личности и малых групп, психологии управления и труда, педагогической и возрастной психологии, клинической психологии и др. Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог. Электронный учебник (ЭУ) «Психодиагностика» предназначен для освоения учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», которые входят в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки 030300 «Психология» (степень «бакалавр»), в федеральный компонент цикла ОПД специальности 030301 «Психология служебной деятельности» и 030302 «Клиническая психология» (квалификация «специалист») на психологических факультетах вузов. Учебник также может использоваться для освоения аналогичных дисциплин по смежным направлениям базовой подготовки специалистов или в рамках дополнительного профессионального образования. ЭУ «Психодиагностика» является самостоятельным электронным изданием, не имеющим печатного эквивалента. По целевому назначению он относится к категории учебного продукта, содержащего систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанные на студентов разного уровня подготовки. По технологии распространения учебник может использоваться в качестве локального и сетевого учебного электронного издания.
ЭУ «Психодиагностика» разработан на основе рабочих программ соответствующих учебных дисциплин, нацелен на обеспечение самостоятельной работы и повышение качества обучения студентов. ЭУ «Психодиагностика» предполагает единую программную среду для всех компонентов (Microsoft Visual Studio 2008. NET. C#). Применения данной программной среды позволяет использовать учебник на всех современных ОС компании Microsoft. Оболочка содержит общий указатель всех статей и параграфов, позволяющий мгновенно переходить к нужной части учебника. Содержательный материал учебника представлен в формате языка гипертекстовой разметки HTML, что обеспечивает учебнику универсальность представления и возможность размещения данных в сети Интернет. В основном окне программы отображается меню и содержимое учебника с возможностью изменения формата и прокрутки в любых направлениях. ЭУ «Психодиагностика» создан на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, содержит три раздела и 14 глав, дидактические тесты рубежного самоконтроля по каждому разделу с электронной обработкой результатов, авторскую компьютерную программу психологической диагностики «4-Ф личностный тест «Коммуникабельность», глоссарий с алфавитным указателем, список рекомендуемой литературы. ЭУ «Психодиагностика» может использоваться как при самостоятельном освоении предмета, так и на занятии под руководством преподавателя при изучении материала. Доступность и простота интерфейса не требует специальной подготовки. Основной материал дополнен множеством иллюстраций методик и необходимых для работы документов, что способствует информационной насыщенности и визуальной образности, позволяя сконцентрировать внимание обучающихся на содержании предлагаемого материала, повышая интерес к самообучению.
Авторы выражают признательность Н.Ю. Ульяновой за содействие в подготовке некоторых материалов к учебнику.
МОДУЛЬ 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА
Комплексная цель: формирование у студентов представления о психодиагностике как научной дисциплине.
Глава 1. Введение в психодиагностику
Понятие и задачи психодиагностики
Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике и постановки диагноза. В структуру психодиагностики входитобщая и прикладная психодиагностика. Задачи общей психодиагностики: 1. Разработка теоретико-методологических основ: § психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения); § построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.); § оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность); § адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.); § экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование); § проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.); § постановки и применения психологического диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза); § компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым); § требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик. 3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития. Задачи прикладной психодиагностики: 1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает: § применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза; § обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования; § предоставление обоснованных рекомендаций. 2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.). 3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики. 4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик. 5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики. 6. Сертификация психодиагностических методик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|