Последующий период ХХ столетия
На протяжении всего последующего столетия проводились оживленные дискуссии о природе изучаемых с помощью тестов психических явлений и создавались теории (например, интеллекта), разрабатывалась методология психодиагностики, модифицировались существующие и создавались новые тесты. Тесты интеллекта и способностей. Большой популярностью пользовались разработанные Векслером тесты. В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера для взрослых, известная как Векслер-Белльвью. В 1949 г. Векслером была опубликована Шкала для определения уровня интеллектуального развития детей, построенная по образцу шкалы для взрослых. В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых, имевшая структуру, аналогичную тесту Векслера-Белльвью. В дальнейшем тесты интеллекта для взрослых и детей неоднократно перерабатывались (в том числе после смерти Векслера) и были представлены в трех редакциях (последняя редакция для детей – 1991 г., для взрослых – 1998 г.). Точно так же шкала Стэнфорд-Бине претерпела четыре редакции, последняя из которых вышла в 1980-е гг. и содержала 15 субтестов с заданиями, расположенными в порядке возрастания трудности. В 1950-х гг. был разработана батарея тестов GАТВ, которая получила широкое распространение в службах консультации и профотбора. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов (общие способности к обучению, вербальные, числовые и др.) с помощью 15 тестов. Позднее будут собраны данные по обследованию большого количества работников разных профессий, а также учащихся. Валидность GАТВ устанавливалась по профессиональным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах интеллекта.
В 1960-х гг. Дж. Гилфорд развивает идею о том, что интеллект складывается из отдельных, независимых друг от друга способностей, и предполагает существование 120 факторов интеллекта, для измерения которых разрабатывает тесты. В 1980-х гг. А. Кауфман создал Оценочную батарею Кауфмана для детей, которая вобрала в себя последние достижения в области тестирования интеллекта. Автор отказывается от традиции, согласно которой детей относили к той или иной категории на основе коэффициента интеллекта. В оценочной батарее для характеристики умственного развития ребенка используются множественные показатели, а все когнитивные задачи рассматриваются автором в качестве критериев того, чему ребенок научился. В 1990 г. был опубликован Краткий тест интеллекта Кауфмана, состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватывающий возрастной диапазон от 4 до 90 лет, в 1993 г. Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана. При разработке теста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего (генетически обусловленного) и кристаллизованного (приобретенного) интеллекта с взглядами других исследователей. Разрабатываются тесты и для оценки познавательной деятельности младенцев. К наиболее интересным и вызвавшим внимание исследователей относится Тест интеллекта младенцев Фэгена (1992) и Оценка возрастного развития младенцев и детей раннего возраста (1995). Наиболее сильные дискуссии вызывала проблема о соотношении генетического, врожденного и социального, приобретенного в интеллекте. В связи с этим предпринимались попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из них относится Культурно-свободный тест (1958 г.) для измерения интеллекта Р. Кеттелла. В конце 1960-х гг. А. Дженсен опубликовал работу «Насколько мы можем повысить коэффициент интеллекта и успеваемости в школе?», в которой на основе исследований делает вывод о том, что интеллект, измеряемый с помощью тестов, на 80 % обусловлен генетически. На основании этого автор утверждал, что различия в интеллекте между черными и белыми школьниками также обусловлены генетическими различиями между расовыми группами. (Кстати, позже Г. Айзенк также утверждал, что измеряемый с помощью тестов интеллект обусловлен, по меньшей мере, на 80 % генетически.) Это вызвало бурную реакцию возмущения общественности и многих ученых, что, в свою очередь, выплеснулось очередной дозой негативной критики на тесты. В частности, обвинения заключались в том, что на основе тестов осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возможности получения образования, в том числе профессионального. Были высказаны предложения о полном отказе от проведения психологических тестов.
В начале 1970-х гг. Р. Кеттелл разрабатывает новую теорию, в которой пытается решить вопрос о соотношении природного и приобретенного в интеллекте. Развивая взгляды Ч. Спирмена, он приходит к выводу, что генеральный фактор складывается из двух факторов: «текучего» (генетически детерминированного) и кристаллизованного (социально обусловленного) интеллекта. Американская психологическая ассоциация (АПА) в 1975 г. подготовила специальный отчет о результатах тестирования интеллекта у представителей «черной» и «белой» расы, в котором были представлены данные о существовании определенных различий между ними. Средние результаты «белых» детей были выше примерно на одно стандартное отклонение, чем средние результаты «черных» подростков. Было выяснено, что эти различия постоянны на протяжении школьных лет, но они не могли служить основанием для сегрегации детей по расовому признаку и не могут рассматриваться как доказательство генетических различий между этими расами. АПА предложила новое понимание интеллекта, согласно которому он определяется через навыки, знания и установки на обучение. Соответственно тесты должны содержать задания, валидные такому пониманию интеллекта. Постепенно менялась терминология, которая использовалась в области тестирования интеллекта. Например, термины «умственный возраст» и «интеллект» были заменены понятиями «когнитивное развитие» и «стандартный возрастной балл».
Тесты креативности. В середине 1950-х гг. в психодиагностике складывается направление, которое станет одним из основных в тестировании творческого потенциала людей. Этому способствовало разочарование в тестах для определения уровня интеллектуального развития, оказавшихся непригодными для диагностики креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативностивносят работы Дж. Гилфорда и Э. Торранса. Позже создаются другие тесты креативности, например, Л. Кингом и Ф. Вильямсом. В нашей стране Д.Б. Богоявленской разработана оригинальная методика креативного поля. Личностные опросники. В первой половине 1940-х гг. разрабатывается Опросник Кьюдера для изученияинтересов личности в разных областях: искусстве, конторской работе, математике, литературе, механике, музыке, политике, науке и сфере социальных услуг. Однако в это время более значимым событием для последующей истории психодиагностики является создание С.Р. Хатауэеми Мак-Кинли теста Миннесотский многоаспектный личностный опросник ( ММРI). Несмотря на то что первоначально ММРI был предназначен для клинической психологии и диагностики психических паталогий, его постепенно начинают использовать при работе с психически здоровыми людьми. В дальнейшем этот тест приобретает огромную популярность. Так, по количеству публикаций, посвященных существующим тестам, ММРI в 1980-х гг. занимает первую, а в 1990-х гг. – третью позицию. Повышенный интерес к этому тесту способствовал постоянной его модификации и усовершенствованию. Так, для содействия в интерпретации данных, получаемых с помощью теста,в 1951 г. публикуется атлас, в котором содержится описание 968 клинических случаев с профилями ММРI для каждого. В 1956 г. издается «Хрестоматия по ММРIв психологии и медицине». В 1989 г. достоянием профессионального сообщества становится новая версия теста – ММРI -2, которая имела ряд новаций (например, появилось 15 новых шкал, каждая из которых, за исключением трех, содержит определенное количество субшкал) и новые данные стандартизации. В 1992 г. выходит в свет подростковый вариант ММРI -А.
В качестве своеобразной альтернативы ММРI X. Гоух разрабатывает в первой половине 1950-х гг. Калифорнийский психологический опросник, который содержит 18 шкал и основывается на заданиях из ММРI. Опросник предназначался для оценки качеств нормальных индивидов в межличностном взаимодействии. В 1947 г. Г.Ю. Айзенк обнародовал созданный им Моудслейский медицинский опросник, предназначенный для диагностики нейротизма, а в 1956 г. – Моудслейский личностный опросник для измерения нейротизма и экстраверсии-интроверсии. Примечательно то, что при создании нового опросника автор использовал свою концепцию этих характеристик индивида. В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена методика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. Испытуемый должен выбрать между двумя или более фразами (например, нужно указать, какая из фраз наиболее, а какая — наименее характерна для обследуемого). В более поздние годы разрабатывается новый инструментарий этого класса. Например, методика Q-классификации В. Стефенсона, Список личностных предпочтений А.Л. Эдвардса. В 1950 г. Р.Б. Кеттелл впервые публикует опросник 16 личностных факторов (16-PF), который быстро приобретает популярность среди психологов. При создании этой методики автор использует факторный анализ как метод выявления основных свойств личности посредством группировки множества словарных и бытовых названий свойств личности в немногочисленные и обобщенные факторы (качества) личности. В 1953 г. появляется Шкала тревожности Дж. Тейлора, в которой тревожность впервые изучается не как ситуативное явление, а как личностное качество индивида. Во второй половине 1970-х гг. Т. Миллон обнародовал Клинический многоосевой опросник. Он получил популярность как своего рода мерило «психического благополучия», «качества жизни» и активно внедрялся в клиническую психологию, так как позволял диагностировать психические расстройства в соответствии с принятыми за рубежом классификаторами психических расстройств. Надо отметить несколько важных обстоятельств, связанных с разработкой личностных опросников. Во-первых, стали применяться новые методы математической статистики (например, факторный анализ) для построения и оценки методик изучения личности (Р.Б. Кеттелл, Дж. Гилфорд и др.).
Во-вторых, возрастает роль теории при разработке методик. То есть, некоторые методики создавались на основе определенных концептуальных построений относительно тех явлений, для изучения которых они конструировались. Так, в основу Клинического многоосевого опросника Т. Милон положил разработанную им концепцию, согласно которой расстройства личности трактуются как прототипы (например, шизоидные или депрессивные типы не существуют обособленно, а являются различными формами выражения прототипа личности). Д.Б. Роттер создает концепцию локуса контроля и на её основе – Шкалу экстернальности-интернальности. Теория развития Э. Эриксона была использована для разработки Опросника психосоциального баланса. Эти и другие опросники наглядно иллюстрируют ту мысль, что развитие психодиагностики и преодоление возникающих трудностей обеспечивается не только совершенствованием математико-статистического аппарата, но и развитием теории измеряемых явлений. В-третьих, к концу 1960-х гг. профессиональное сообщество психологов вовлекается в дискуссию о роли окружающей среды в проявлении личностных черт и, как следствие, устойчивости этих черт и точности их измерения с помощью тех или иных тестов. Эта дискуссия совпала с началом бурного развития такой области как «психология среды». С одной стороны, специалисты приходят к компромиссному решению о том, что вариативность поведения человека объясняется взаимодействием личности и ситуации, а с другой – повышается интерес к инструментарию изучения окружения и появляются методики оценки домашней обстановки, описания окружения через типы поведения находящихся в этом окружении людей. Проективные тесты. Предпринимаются значительные шаги в развитии теста Роршаха. Так, в 1942 г. публикуется новое руководство по тесту (Клопфер и Келли), в середине 1950-х гг. выходит работа Р. Шафера, в которой излагается психоаналитический подход к интерпретации полученных с помощью теста результатов, в середине 1970-х г. Дж. Экснер предлагает психометрическую интерпретационную схему (с максимально возможной формализацией обработки ответов испытуемых), которая со временем становится самой популярной. В 1993 г. Дж. Экснер публикует нормативные данные, опирающиеся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Некоторые исследователи отмечают, что к концу ХХ века эта методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности. В 1940-х гг. появляется плеяда новых проективных методик. С. Розенцвейг публикует методику изучения реакций на фрустрацию, состоящую из 24 рисунков, на каждом из которых изображены люди (с отсутствием черт лица) в ситуации фрустрации. Саймондс предлагает тест незаконченных предложений. Дальнейшее развитие получила техника проективного рисунка: тест Маховер, в котором требовалось нарисовать человека, а затем – лицо противоположного ему пола, Тест Бука основывался на рисунке дома, дерева и человека. Одной из новаций проективного рисунка становится идея рассматривать рисунок не только как отражение уровня интеллектуального развития, но и в качестве проекции личности. В это же время М. Люшером создается тест цветового выбора, который, несмотря на критические высказывания (например, за умозрительность теоретических построений), в дальнейшем приобретает значительную популярность, в том числе в России. Кстати, когда М. Люшер приезжал в Россию и выступал по центральному телевидению, то высказал приятное удивление по поводу того, что его тест широко применяется в нашей стране. Однако он также отметил, что никто не приобретал права на издание и распространение этого теста. На протяжении последующего времени обсуждались различные вопросы, связанные с проективными тестами: надежность и валидность, формализация обработки данных и субъективность, значение ситуационных переменных применительно к получаемым данным. Так, предположения о том, что проективные тесты окажутся нечувствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. Например, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или просматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Несмотря на критику, очень многие психологи сохраняли свой энтузиазм по отношению к проективным методикам, например, в силу того, что они позволяют проникнуть в бессознательную сферу индивида. Психосемантические методики. В середине 1950-х гг. Ч.Э. Осгуд разработал технику семантического дифференциала, котораяпредназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т.д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фиксированных точек биполярных признаков (например, «помогающий - мешающий», «дружелюбный - враждебный»). На основе этой техники можно было создавать разнообразные конкретные методики, что воплотилось в большом количестве исследований. В это же время Д.А. Келли разрабатывает концепцию личностных конструктов и на её основе создает методику репертуарных решеток предназначенную для изучения системы понятий (конструктов), которые человек использует для описания и оценки мира и себя в этом мире. Анализ данных позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом, однако она более универсальна и гибка, позволяет выявлять индивидуальные, уникальные особенности индивида на уровне значений сознания. Тесты действия или ситуационные тесты. Создается серия ситуационных тестов для взрослых, которые предназначались для оценки определенного типа поведения. Так, тест Напряженная ситуация предназначался для выборочного изучения поведения человека в напряженных условиях. Перед обследуемым ставится задача, которую нужно выполнить с двумя «помощниками», которые не только не помогают, но и мешают её выполнению. Тест Водная преграда требует переброски людей и оборудования через небольшую речку с максимальной скоростью и безопасностью. Тест Групповая дискуссия без лидера заключается в том, что группе дается тема для обсуждения в течение установленного времени. Проводящие тест специалисты наблюдают и оценивают каждого участника дискуссии по целому ряду критериев, но не участвуют в самой дискуссии. Подобные тесты применялись в военных и гражданских Ассессмент-центрах США при отборе кандидатов для службы в военной разведке, армейских офицеров, управляющих государственных служб, кандидатов на высшие управленческие должности в промышленности, руководителей среднего звена, торговых агентов. Эти тесты хорошо зарекомендовали себя в тех областях, где критерии отбора являются сложными и когда акцент делается на релевантных и доступных прямому наблюдению оценках. Однако многие тесты недостаточно стандартизированы и характеризуются субъективностью при интерпретации реакций испытуемого. Некоторые из них являются трудоемкими и требуют пребывания испытуемых в определенной среде в течение нескольких дней. Развитие теоретико-методологических основ психодиагностики за рубежом. Создание ряда методик связано с появлением новых психологических концепций: интеллекта (Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл), креативности (Дж. Гилфорда, Э. Торранс), свойств темперамента (Г.Ю. Айзенк, Дж. Тейлор), характеристик личности (Д.Б. Роттер, Д.А. Келли), психических отклонений (Т. Милон) и т.д. Разрабатывались новые подходы к тестированию. Так, в 1960-х гг. было создано критериально-ориентированное тестирование, в котором, в отличие от обычного тестирования, опирающегося на нормы, в качестве системы отсчета используется конкретная область содержания теста. Диагноз (оценка) испытуемому ставится не на основе сравнения его тестовых показателей с показателями других людей (выборки), а посредством определения меры освоенного им набора арифметических операций, объема словаря и т.д. Критериально-ориентированное тестирование находит свое применение прежде всего в области обучения. Параллельно созданию новых подходов и методик проводилась разработка математико-статистического аппарата психологического тестирования. Так, значительный вклад в развитие факторного анализа был внесен Р. Кеттеллом и его сотрудниками, в частности для решения задачи группирования множества словарных, бытовых названий свойств личности в немногочисленные, наиболее обобщенные факторы личности. Дж. Гилфорд и его коллеги использовали корреляционный анализ между отдельными заданиями тестов и факторный анализ для выделения свойств темперамента. Развитию математико-статистического аппарата психологических измерений посвящены в этот период работы Л.Д. Кронбаха. В частности, он разработал алгоритм (альфа-коэффициент Кронбаха),позволяющий сравнивать разброс каждого элемента с общим разбросом всей измерительной шкалы и широко используемый для оценки надежности-согласованности заданий методики. Активно прорабатывалась проблема, связанная с ключевыми характеристиками психологических методик: надежностью и валидностью, репрезентативностью и стандартностью. Например, в начале 1950-х гг. Комитет по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АПА), стремясь внести ясность в проблему валидности тестов, выделяет её основные виды: критериальную (см. Глоссар., валидность эмпирическая), содержательную (см. Глоссар., валидность содержательная) и конструктную (см. Глоссар., валидность конструктная). Проходила дискуссия о возможностях статистического и клинического подхода к постановке диагноза и прогнозу. В частности, заметный её всплеск был связан с появлением книги П.Э. Мила «Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» (1954 г.), в которой сопоставлялась эффективность клинических заключений и заключений, полученных с помощью статистических процедур. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Однако эта проблема осталась окончательно не решенной вплоть до настоящего времени. Была заложена нормативно-правовая и методическая основа диагностической деятельности психологов. В частности, Американской психологической ассоциацией был принят «Этический стандарт психологов» (1953 г.), который в дальнейшем периодически обновлялся в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов, для разработчиков и пользователей тестов опубликована книга «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» (1954 г.) и «Стандарты образовательного и психологического тестирования» (в нескольких редакциях). Американская психиатрическая ассоциация публикует «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (1952 г.), в котором была представлена новая классификация психических расстройств, повлиявшая на последующую разработку психодиагностического инструментария. Издаются справочные и реферативные материалы по психодиагностическим методикам, например, «Ежегодник психических измерений», «Критика тестов», которые становятся важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. В связи с развитием информационных технологий, позволяющих психологам возложить решение многих диагностических задач на компьютер, в начале 1960-х гг. появляются компьютеризированные тесты. Одним из первых стал ММРI. В 1970-90-х гг. в развитых странах мира резко возрастает количество компьютерных версий тестов. Если в 1965 г. их было 4, то в 1990 г. – 400. В то же время в большинстве своем это компьютеризированные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом возможностей компьютера (компьютерные тесты). С увеличением количества таких тестов возросла, естественно, численность обследований, данные которых обрабатывались и интерпретировались с помощью компьютера (например, в течение 1983-84 гг. – 300 000 обследований). Стали создаваться новые подходы, например, адаптивное тестирование, позволяющее из некоторого множества заданий предъявить испытуемому те, с которыми он может справиться. Однако в процессе развития компьютерного тестирования стали очевидны некоторые проблемы: психологическая квалификация разработчиков программного обеспечения, валидность и надежность тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера, интерпретации компьютеризированных тестов, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего характера и тем самым применимы почти к каждому человеку, компьютерная тревожность испытуемых и др. Не случайно к концу 1990-х гг. наблюдался спад интереса к компьютеризированным тестам у многих клинических психологов, которые были не удовлетворены предлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов. Развитие психодиагностики в нашей стране. Возрождение отечественной психодиагностики начинается с середины 1960-х гг. В этот период участились научные контакты с зарубежными психологами, стало возможным выехать за рубеж для научных контактов. Отечественные психологи с большим огорчением обнаружили, что они серьезно отстали в области психодиагностики. В наиболее крупных университетах страны стали открываться кафедры, отделения и факультеты психологии. Теперь для того чтобы подготовить психологов-практиков, в университетах должен был читаться курс «Психодиагностика». Однако литературы по психодиагностике на русском языке еще не было. Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксистской психодиагностики, ее месте в системе психологического знания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. В этих дискуссиях значительное место отводилось обсуждению роли тестов в психологических исследованиях. Психологов-практиков, а их ряды постепенно растут, интересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возможности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Во второй половине 1970-х гг. публикуются первые монографии, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом (Норакидзе, 1975; Березин и др., 1976; Бурлачук, 1979). Психодиагностика признается одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов. Однако академическая наука при классификации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики. В 1980-е гг. и вплоть до распада СССР в 1991 г. в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди практиков и исследователей получают разнообразные самиздатовские «адаптации» тестов, в действительности представляющие собой варианты непрофессионально выполненных переводов с соответствующих зарубежных изданий. У многих пользователей тестов сформировался, по выражению Л.Ф. Бурлачука, «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому инструментарию, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируются психометрические требования. Однако в этот период делались первые шаги на пути разработки оригинальных методик. Например, патохарактерологический диагностический опросник (Личко, 1983), психодиагностический тест (Мельников и Ямпольский, 1985), опросник самоотношения (Столин и др., 1988). Стала применяться процедура тщательной адаптации зарубежных методик Например, методика исследования уровня субъективного контроля (Бажин, Голынкина и Эткинд, 1984), личностный опросник Айзенка, EPI (Русалов, 1987), личностный опросника Кэттелла (8PF) (Русалов и Гусева, 1990). Публикации научных и учебных работ по психодиагностике, разработка более содержательных программ дисциплины «Психодиагностика» на факультетах психологии вузов позволили преодолеть почти тотальную психометрическую безграмотность психологов. После распада Советского Союза развитие психологической диагностики, впрочем как и других наук, несколько затормозилось. В настоящее время даже отмечается кризис психодиагностики в России (Н.А. Батурин, А.Г. Шмелев и др.), одной из причин которого является заполненность практического и научно-исследовательского пространства инструментарием сомнительного качества и дефицит методик, позволяющих получать высокодостоверные результаты. Многие тест-опросники зарубежного происхождения, широко применяемые в нашей стране в психодиагностических и научно-исследовательских целях, морально устарели (используются в версиях, созданных 30-50 лет назад), недостаточно адаптированы к социокультурным особенностям России, не прошли тщательной процедуры оценки надежности и валидности. Например, одним из распространенных является 16-PF опросник Р. Кеттелла. Однако исследования показывают, что ряд его шкал в русскоязычной версии не обладает гомогенностью и валидностью (Л.Ф. Бурлачук и В.Н. Духневич, В.М. Русалов и О.В. Гусева). Подобное можно сказать относительно известного опросника Интерперсонального диагноза (Т. Лири). Еще в 1970-80-х гг. А.С. Горбатенко, проведя оценку диагностической силы и надежности-согласованности пунктов, установил, что из 128 «работает» половина айтемов, которые образуют не 8 октант (как в исходном варианте), а две шкалы. То же самое касается и ряда новых, наспех переведенных методик. Не более благополучно обстоит дело в области отечественных разработок тест-опросников. Часто методики создаются в научных целях в рамках кандидатских и докторских диссертационных исследований. В этих случаях методический инструментарий, как правило, не проходит тщательную процедуру разработки, оценки, стандартизации и со временем начинает применяться для решения не только научных, но и практических задач, связанных с постановкой диагноза. Таким образом актуальной является проблема разработки в нашей стране качественного и эффективного инструментария. Как отмечает Л.Ф. Бурлачук, отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку. Основная причина этого видится в отсутствии в России действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, в отсутствии нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области. Общественные и государственные структуры в области психодиагностики. В 1935 г. основано Американское психометрическое общество. В 1949 г. в США создается Институт тестирования личности и способностей. В 1974 г. в Монреале на Конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии учреждена Международная тестовая комиссия, в состав которой вошли представители 15 стран (в настоящее время входят национальные психологические общества 23 стран, а также все крупные издательства тестов). В 1993 г. в США образован Совет по тестированию и оценке, главная задача которого состоит в разъяснении разнообразным правительственным службам значения психологических тестов как орудий государственной политики. В 2007 г. на IV съезде Российского психологического общества (РПО) было принято Положение об экспертном совете РПО, в задачи которого входит разработка Единого общероссийского классификатора видов деятельности, продукции (в том числе, психологических методик) и услуг в области психологии, подготовка предложений по сертификации отдельных видов деятельности, продукции и услуг, проведение экспертизы научно-практических психологических методик, программ, проектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|