I. Личность спортсмена-игровика в спортивной деятельности
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Дипломная работа Исследование связи между личностными особенностями спортсмена и игровым амплуа в командных видах спорта (на примере городской женской баскетбольной команды “Шелен”) Содержание
Введение I. Личность спортсмена-игровика в спортивной деятельности Психологический анализ спортивной деятельности Психологические аспекты спортивной деятельности Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности Организационная структура в баскетболе Психологические характеристики амплуа нападающего, центрового защитника (баскетбол) II. Описание методов и методик Метод изучения литературы Метод экспертной оценки Метод тестирования методы статистической обработки результатов исследования III. Описание условий и процедуры психодиагностического исследования IV. Результаты V. Сравнительный анализ полученных результатов Метод экспертной оценки Агрессивность Склонность к риску Тревожность Сила стремления к достижению успеха Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF- версия А Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16PF), версия А Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика VI. Выводы Заключение Литература Приложения
Введение
Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Она тесно связана с другими разделами психологии - общей, педагогической, медицинской и социальной, с успехом используя их данные для повышения эффективности спортивной деятельности. Однако этих данных недостаточно для решения основных задач, стоящих перед спортивной психологией. Спортивная деятельность весьма специфична, она существенно отличается от других видов деятельности как целями, так и способами их достижения.
Область спортивной деятельности - это подготовка к соревнованиям и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений, предельного напряжения физических и духовных сил. Поэтому психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются разделы, важнейшими из которых являются: психология обучения и воспитания в спорте, психология физической, технической и тактической подготовки спортсменов, психология спортивного коллектива, спортивная психодиагностика и наконец психология личности спортсмена. Психологи спорта по праву считают центральной проблему изучения личности спортсмена и ее психологической структуры. Изучение личности спортсмена актуально для практической работы тренера. Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. [13] отмечают две причины актуальности изучения личности спортсмена: во-первых, особенности личности существенно влияют на успешность спортивной деятельности, а также являются эффективным средством воспитания и формирования личности. Наличие такой обратной связи предъявляет высокие требования к знаниям тренера по психологии личности спортсмена. Известный теоретик психологии физического воспитания и спорта, доктор психологических наук Рудик П.А. писал: “В изучении психологических особенностей деятельности отечественная психология исходит из принципа единства, органической связи деятельности (любого вида) и личности человека: деятельность неотделима от личности; в то же время личность немыслима вне деятельности” [27]. Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него, как члена общества[29].
Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности. Большое теоретическое и научно-практическое значение имеет проблема психологической структуры личности человека. Личность человека представляет сложное явление. Многие психологи высказывали различные соображения о структуре личности. Однако в том, что касается психологических особенностей личности, эти соображения, не изменили традиционных положений о психологическом строении личности человека. П.А. Рудик [27] рекомендует при анализе психологической структуры личности спортсмена учитывать следующие аспекты: . Психические черты личности, которые определяют собой активный характер действий человека в социальной среде. Это будет направленность личности, выражающаяся в ее потребностях, мотивах, интересах, моральных чувствах и нормах поведения. . Психические черты личности, в которых закреплены и проявляются конкретные субъективные отношения человека к социальной среде и выполняемой деятельности, т.е. характер человека во всем многообразии его проявлений. . Психические свойства личности, которые определяют динамику ее проявлений в различных видах деятельности и отношений с окружающей средой, т.е. черты темперамента человека, с его типологическими особенностями (имеются ввиду черты темперамента, как они проявляются в психологических особенностях личности, если не сводить этот вопрос только к физиологической основе этих черт). . Психологические свойства личности, которые определяют собой потенции человека в выполнении той или другой деятельности, в его служении интересам и потребностям общества, т.е. способности во всем их многообразии и уровнях развития. П.А. Рудик считает, что указанные черты психологической структуры личности обязательно должны входить в состав этой структуры, потому что они полностью удовлетворяют понятию структуры взаимоотношения целого и его частей, все они проявляются в деятельности человека и все они взаимосвязаны.
Современный спорт характеризуется резким повышением уровня спортивных достижений, которые значительно превосходят границы, до недавнего времени считавшиеся недоступными. Если еще каких-то тридцать лет назад научный подход к спорту склонялся больше к физиологическим исследованиям, то в данный момент достоверно известно, что спортивные достижения зависят не только от физических, но и от психических особенностей личности спортсмена. Поэтому сейчас при решении вопросов организации и методики спортивных тренировок и соревнований большое значение предается изучению психологии личности спортсмена, особенно когда идет речь о спортсменах высокой квалификации. С.А. Рубинштейн в своей работе “О личностном подходе” очень точно определил: “Понимание и учет индивидуальных особенностей имеет огромное значение в любых сферах деятельности человека, без них невозможна правильная расстановка людей и рациональное их использование. Лишь при знании и учете индивидуальных особенностей каждого человека можно обеспечить людям наиболее полное развитие и применение их творческих возможностей и сил” [28]. Спортивная деятельность в играх специфична. Она представляет собой решение оперативных задач и протекает в нестационарной среде. Один из ведущих специалистов по проблемам психологии спорта высших достижений доктор психологических наук, профессор Родионов А.В. [29] считает, что в такой деятельности более вероятно будут реализовываться определенные особенности личности спортсмена, оптимизирующие поведение в конфликтных ситуациях борьбы с соперником. В спортивных играх особенности личности связаны с выбором стратегии их реализации. Следовательно, нарабатываются приемы деятельности, в которых наиболее выгодным способом реализованы конкретные особенности. В результате появляется возможность более удачно найти для спортсмена вид спорта, амплуа, выработать индивидуальный стиль деятельности. А.Л. Попов [18] в дополнении к вышесказанному считает, что это позволяет пойти по пути искоренения недостатков, воспитания желательных для спорта особенностей личности.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, выделим такие понятия, как спортивное амплуа и индивидуальный стиль деятельности. Термин спортивное амплуа по А.А. Попову [18], отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта (нападающие, защитники, центровые и т.д.). Понятие индивидуального стиля деятельности больше связано с особенностями способов достижения тактических и стратегических целей, стиль является выражением всего комплекса особенностей личности и организма спортсмен. [1]. Наблюдения и эксперименты показали, что квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный “диагноз” пригодности к спортивному совершенствованию. Тренер команды мастеров ищет не просто сильного игрока, но и нужного по амплуа [1]. Так, как уже было сказано выше, что какое-то время назад у тренеров больше вызывали интерес весо-ростовые показатели, в результате, когда, например, использовали в баскетбольной команде высокорослого игрока в амплуа центрового, но не имеющего предпосылок к этому амплуа, нанося вред и ему самому и эффективности игры данной команды [1]. Учитывая нынешнее социально-экономическое положение в стране, нужно отметить, что у тренера команды, выступающей на уровне страны и мира, нет возможности выявлять особенности, присущие игроку определенного амплуа в течение двух лет, как было отмечено ранее. Тренер имеет возможность лишь слегка шлифовать определенные качества спортсменов и сразу же активно использовать в качестве игрока определенного амплуа. Связано это с определенными трудностями в области материально-технического обеспечения, даже в большом спорте. Проблема психологической специфики спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики - одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных игроков [24]. Подбирая новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако, этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количественными характеристиками. Такие характеристики получают с помощью опроса специалистов, тестирования и т.д. В результате формируются отдельные модели, которые в комплексе составляют эталонную модель спортсмена [1]. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности [24].
Эталонная модель спортсмена в игровых видах спорта для разных амплуа - различна. Далее, применительно к каждому амплуа, будем называть ее “психологической характеристикой”. Например: “психологическая характеристика нападающего” или “психологическая характеристика защитника” и т.д. или выражаясь иначе, М.С. Бриль [1] предположил существование преимущественных тенденций личности спортсмена к атакующим или защитным действиям. Он имел в виду такие комплексы особенностей человека, которые обеспечивают успешное решение оперативных и стратегических задач и реализацию этих решений в условиях собственной инициативы или инициативы соперника. Доктор психологических наук, профессор Марищук В.Л. утверждает, что определение психологических характеристик - своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности спортсмена [14]. В командных игровых видах спорта общей спортограммы недостаточно, необходимы спортограммы для каждого амплуа отдельно. Для ориентации по амплуа необходима информация о ранжировании качеств и свойств отдельно нападающего и защитника. Предполагается существование преимущественных тенденций личности спортсмена к атакующим и защитным действиям. Развитие спортивных игр идет по линии двух на первый взгляд взаимоисключающих процессов - универсализации и специализации игроков. Универсализация предусматривает расширение диапазона действий, однако универсализация ни в коей мере не исключает совершенствование в выполнении отдельных игровых функций. М.С. Бриль считает: “Природа не так щедра, чтобы одновременно и в одинаковой степени одарить и быстротой и выносливостью, и интеллектом и боевитостью и определенным набором свойств личности... Поэтому одному спортсмену всегда более удаются созидательные действия, другому - разрушительные, один больше организатор, другой - планировщик, третий - реализатор, т. е. каждый игрок, видимо, предрасположен к отдельным амплуа. [1]. Существует огромное количество исследований зависимостей успешности спортивной деятельности от индивидуально-типологических качеств спортсмена (М.С. Бриль, Р.А.Пилоян, А.В.Родионов, В.Л.Марищук, А.Л.Попов и др.). И одновременно отмечено, что существует некоторая нехватка знаний о том, как личностные особенности влияют на то же самое. Отсюда на первый план выступают личностные особенности спортсменов, в данном случае, командных видов спорта, которые возможно могут влиять на результативность игроков в определенном амплуа. Итак, объектом исследования становится женская баскетбольная команда “Шелен” (г. Красноярск). Команда “Шелен” выступает на самом высоком уровне РФ - Суперлиге. Представляет г. Красноярск в отечественных чемпионатах по баскетболу, а также принимает участие в международных турнирах по баскетболу. В составе 14 человек, возраст игроков 18-35 лет, опыт игровой деятельности (баскетбольной) не менее 5 лет. В основном составе 1 мастер спорта международного класса, 10 мастеров спорта, 3 кандидата в мастера спорта. В амплуа нападающего выступают 7 человек, в амплуа защитника - 7 человек. Предметом исследования стали: . Особенности структуры личности спортсмена в командных видах спорта (на примере баскетбола). . Психологические характеристики амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола). Цель исследования: 1. Изучение психологии личности спортсменов в командных видах спорта. . Исследование связей личностных особенностей спортсмена с игровым амплуа игрока в спортивной команде (на примере женского баскетбола). В соответствии с целью определяются следующие задачи: 1. Описание структуры личности спортсмена в командных видах спорта. . Описание функциональной организационной структуры баскетбольной команды и экспертная оценка психологических характеристик амплуа спортсмена в командных видах спорта. . Изучение личностных особенностей спортсменов в определенных амплуа (на примере данной выборки). Для решения поставленных задач выдвинута следующая гипотеза: Существует связь между личностными особенностями и психологическими характеристиками амплуа игрока. Методы исследования: . Метод изучения специальной литературы . Метод экспертной оценки. . Психодиагностическое обследование, направленное на определение личностных особенностей игроков женской баскетбольной команды “'Шелен”. . Методы математической обработки в психологии.
I. Личность спортсмена-игровика в спортивной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|