Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сила стремления к достижению успеха




 

Установлено, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска [20].

В данном исследовании уже известно, что уровень риска в группе нападающих выше, чем в группе защитников.

Если смотреть в таблицу результатов тестирования при помощи опросника Т. Элерса, то глядя на средние показатели по группам защитников и нападающих, можно сказать, что сила стремления к достижению успеха более выражена у нападающих.

Чтобы узнать, так ли это, мы вновь обратились к U-критерию. С достоверностью 95% можно утверждать, что это так, потому что Uэмп < Uкрит (Р≤ 0,05). Если у спортсмена слишком высокое значение силы стремления, то это может отразиться на готовности к риску - он уменьшается и на тревожности - она возрастает.

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF - версия А

 

В результате подробного изучения описаний 16 факторов, представленных в опроснике, возникло предположение, что некоторые из них могли бы измерять похожие личностные качества, которые мы уже измеряли другими 4-мя методиками (см. 2.3.1; 2.3.2; 2.3.3; 2.3.4.).

Черты личности отражают относительно устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Было определено, что факторы Н, Е, О, Q4 дают возможность выявлять похожие личностные свойства.

- Опросник Шуберта позволяет определить уровень склонности к риску у спортсменов.

- Фактор Н - позволяет (если высокие оценки) выявить тягу к риску, невосприимчивость к угрозе, смелость.

Определилась пара для последующего корреляционного анализа.

- Опросник Дж. Тейлора-Норакидзе позволяет определить уровень личностной тревожности, как свойства личности у спортсменов.

- Фактор О - позволяет позволяет говорить о том, что лица с высокими оценками по фактору часто чем-нибудь озабочены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями.

Эта следующая пара для последующего корреляционного анализа

Опросник Басса-Дарки дает представление о том, насколько выражена агрессивность у спортсменов.

- Фактор Е - высокие оценки позволяют говорить о том, что человек стремится доминировать, очень властен, упрям до агрессивности, агрессивен.

Эту пару тоже можно рассмотреть в корреляционном анализе.

Опросник Т. Эллерса измеряет силу стремления к успеху у спортсменов.

- Фактор Q 4 - если имеются высокие оценки по этому фактору, то можно предположить, что человек собран, энергичен, у него часто повышена мотивация.

В этом случае также можно рассмотреть опросник Эллерса и фактор Q4 как переменные, между которыми возможно существует корреляционная связь.

Корреляционный анализ между перечисленными опросниками и факторами (16 PF), версия А

 

В результате проведенного анализа, при помощи коэффициента по Ч. Спирмену (rэмп) можно сказать, что опросники Шуберта, Дж. Тейлора-Норакидзе, Басса-Дарки, Т. Эллерса и опросник Р. Кеттелла (факторы Н, О, Е, Q4) соответственно - дают возможность выявлять похожие личностные свойства, т.к. во всех представленных случаях значение коэффициента положительное, и стремится к +1.


Нецелесообразность и невозможность диагностики других качеств спортсмена-игровика

 

Такие качества как:

находчивость;

самоконтроль;

работоспособность;

организаторские способности;

инициативность;

целеустремленность,

в равной степени должны проявляться у спортсменов-игровиков.

Есть некоторые трудности с диагностикой этих качеств, так как нет инструмента для их измерения, а если есть некоторые тесты, то об их адаптации и использовании ничего не упоминается.

Поэтому эти качества до сих пор определяются методом наблюдения. А что касается организаторских способностей, то это может быть и вменяемой со стороны тренера функций одному из игроков.

 


VI. Выводы

Анализ полученных нами данных в ходе исследования позволил сделать следующие выводы:

.   Существует связь между личностными особенностями спортсменов и игровым амплуа.

.   В ходе исследования подтвердились следующие частные гипотезы:

показатели уровня склонности риска у нападающего выше, чем у защитника;

показатели силы стремления к достижению успеха у нападающих выше, чем у защитников;

показатели уровня личностной тревожности у защитников выше, чем у нападающих.

.   В ходе данного исследования не подтвердилась частная гипотеза о том, что агрессивность у нападающих выше, чем у защитников.

.   В результате корреляционного анализа можно утверждать, что перечисленные в работе личностные опросники и опросник Р. Кеттелла - дают возможность выявлять похожие личностные свойства.

.   В ходе исследования столкнулись с проблемой невозможности психодиагностического исследования некоторых спортивно-важных качеств спортсмена, это связано с отсутствием методик.

.   При использовании в спортивной практике результатов психологических исследований, проведенных с применением диагностических средств, необходимо проводить коррекцию этих результатов при помощи других методов в сотрудничестве с тренерами.

 


VII. Заключение

 

В заключение хочется отметить, что изучение личности спортсмена с помощью психологических методик является необходимой предпосылкой для серьезной научной ориентации в вопросе о рекордных результатах в спорте и требует разработки адекватных методик диагностики важных для данного вида спорта психологических особенностей личности.

Предпринятое исследование имело целью получить научно опробированные материалы по психологическим особенностям личности спортсменов, данные которых могли бы быть использованы:

.   при подборе игрового амплуа;

.   при индивидуализации педагогического подхода тренеров к спортсменам;

.   для анализа и прогнозирования возможностей спортсмена;

.   в помощь самоконтролю и самовоспитанию спортсменов и тренеров.

 


Литература

1. Бриль М.С. “Отбор в спортивных играх”,- М., ФиС., 1985.

.   Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. // Под ред. Ю.М. Портнова. -М., 1997.

.   Батаршев А.В. Темперамент и характер. //Психологическая диагностика. -М., 2001.

.   Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности// Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер,2000.

.   Гошек В., Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: издательство ВНИИФК, 1977.

.   Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

.   Гогунов А.П. и др. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2000.

.   Ительсон Л.Б. Общая психология. - М.: Просвещение, 1982.

.   Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1982.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1975.

.   Леевик Г.Е. Черты характера спортсменов разного уровня мастерства. // в сб. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

.   Мельников В.М. Психология: Учебник для институтов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

.   Марищук В.Л. Назначение и применение психодиагностических методик // Методики психодиагностики в спорте. - М.:Просвещение, 1982.

.   Онищенко И.М. Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена. // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

.   Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983 г.

.   Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

.   Попов А.Л. Психология спорта. - Москва.: 1998.

.   Практическая диагностика. Методики и тесты. // Под ред. В.Г. Райгородского. - Самара, 1999.

.   Практикум по спортивной психологии // Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.

.   Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. // Под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. - СПБ.: Питер, 2001.

.   Попов А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. - М.: Наука, 2001.

.   Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие // Ред. А.А. Крылов, С.А. Маничев. - СПб.: Питер, 2000.

.   Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.

.   Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

.   Рудик П.А. Личность и деятельность спортсмена // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

.   Рудик П.А. Личность спорт // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

.   Родионов А.В., Воронова В.И. Психологические основы подготовки баскетболистов. - Киев, 1989.

.   Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений // Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Питер, 2002.

.   Уэйнберг Р.С., Гоуяд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев, 1998.

.   Хуцински Тадеуш. Социально-психологические характеристики разыгрывающего игрока в баскетболе // Теория и практика физической культуры.: - 2002, № 7.

.   Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., 1989.

 


Приложения

Приложение 1

Опросник Г. Шуберта

Инструкция. Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, поставив знак “+” в ту колонку, которая соответствует Вашему ответу.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной, длительной экспедиции?

3. Встали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости поезда более 100 км в час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить вброд очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вернуть Вам эти деньги?

8. Вошли бы Вы в клетку со львами вместе с укротителем, при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне подняться по высокой фабричной трубе?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы, после того, как выпили 250 граммов коньяка, проехать па велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Санкт-Петербурга до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был участником тяжелого дорожного происшествия?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на сложную, опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы прыгнуть с подножки товарного вагона, идущего со скоростью 50 км в час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться на лифте, зная, что его грузоподъемность рассчитана только на пять человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

. Могли бы Вы после 10 рюмок спиртного вычислять проценты?

. Могли бы Вы взяться за высоковольтный провод по указанию Вашего начальника, если он заверил Вас, что провод обесточен?

. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, предпринять поездку из Санкт-Петербурга в Хабаровск?

 


Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...