Психологический анализ спортивной деятельности
Для любителей спорта с конкретной командой связано представление как об определенном человеке. Механизм формирования характера команд пока изучен явно недостаточно. Ясно только одно: характер команды - это не сумма характеров игроков, а особое образование, которому одни черты личности соответствуют, а другие нет. Особенности личности спортсмена - одно из “белых пятен” спортивной психологии. Но прежде чем говорить о личности спортсменов, необходимо определить понятие деятельности. Деятельность - это специфически регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность человека, порождаемая потребностью [8]. Деятельность человека направлена на достижение сознательно поставленных целей, связанных не только с удовлетворением его потребностей, но и с выполнением требований, предъявляемых к нему обществом [9]. А.Н. Леонтьев утверждал, что термином “деятельность” следует обозначать только те процессы, которые отражая то или иное отношение человека к миру, отвечают соответствующей им потребности, процессы, при которых то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет) всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. с мотивом [12]. Для А.Н. Леонтьева деятельность - это не просто участие в игре, учебе, труде, спорте, а сложное взаимодействие потребностей субъекта, его мотива и предмета деятельности[12]. Как видно из определения, данного А.Н. Леонтьевым, категория деятельности включает в себя предмет деятельности, потребности и мотив. Причем большая смысловая нагрузка ложится на понятие “предмет деятельности”. Важной особенностью предмета деятельности является его общественная значимость.
Говоря другими словами, объект активности человека может быть назван предметом деятельности лишь в том случае, если в результате этой активности он будет превращен в общественно значимый продукт. Предметом спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума спортивный результат. Одни и те же потребности могут быть удовлетворены различными путями. Например, честолюбивые устремления человек может удовлетворить и в науке и в искусстве, и работая слесарем на заводе. Однако деятельностью для него станет та активность, которая будет наиболее полно отвечать не только потребностям, но и возможностям, и станет она такой только тогда, когда будет сформирована соответствующая мотивация. Итак, деятельностью можно считать только тот процесс, который реализуется за счет мотивации, сформированной на основе субъект-объектных связей, включающих общественно значимый продукт [17]. Деятельность как процесс разворачивается в пространстве и во времени, и, как правило, протяженность ее исчисляется периодом в несколько лет. В том случае, когда возникает необходимость раскрыть характеризующие деятельность внутренние отношения, обычно прибегают к “единицам” анализа, именуемыми в теории деятельности “действиями” [17]. Действие отличается от деятельности тем, что мотив его сформирован на основе субъект-объектных связей, включающих не сам предмет деятельности, а лишь одну из составляющих его реальностей. В качестве действий спортсмена могут быть рассмотрены отдельные соревнования, которые по существу, не приводят к удовлетворению мотивации спортивной деятельности. Так, например, выигрывая какие-либо соревнования, спортсмен как бы преодолевает еще одну ступень на пути к более высоким победам, поскольку с выигрышем связано достижение промежуточной цели по отношению к цели всей деятельности.
Положением теории деятельности является то, что каждая из “единиц” деятельности может становиться более дробной, т.е. в ходе достижения одной цели может произойти выделение промежуточных целей [17]. И получается, что целостное действие делится на ряд отдельных последовательных действий. Например, цель игры - выиграть - достигается через реализацию промежуточных целей: провести атаку, осуществить защиту, удержать преимущество и т.д. В таких случаях в качестве действий рассматриваются все моменты активности спортсмена от возникновения цели до ее реализации. Действие характеризуется и тем, что его цель должна быть осознана по отношению к цели деятельности. Если говорить об отдельной игре, то цель спортсмена - выиграть - должна соотноситься, допустим с целью выиграть весь турнир в целом. Только благодаря осознанию этой связи конкретная игра становится действием, включенным в спортивную деятельность [32]. Представление о теории деятельности будет неполным, если не раскрыть суть изменений, наблюдаемых в деятельности и названных А.Н. Леонтьевым “операциями”. Под операцией А.Н. Леонтьев понимает способ выполнения действия. Операция, по его мнению, представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот, - одними и теми же операциями могут осуществляться иногда разные действия [12]. Для понятий “действие” и “операция” важно то, что всякая сознательная операция вначале формируется как действие, которое затем может приобрести форму автоматизированного навыка и при постановке перед спортсменом новой цели, данное действие станет способ выполнения другого [17]. Некоторые спортивные действия могут быть и действиями и операциями. Например, для мастера ведение мяча в баскетболе - это операция; во время ведения он может выполнять определенные действия (уйти от “опекуна”, создать насыщенный игроками участок, чтобы освободить место на противоположном краю для последующей атаки и т.д.). Для менее квалифицированного игрока, который основное внимание уделяет техническим элементом, ведение мяча является не операцией, а действием.
Поэтому в психологическом плане деятельность баскетболиста состоит из двух групп альтернативных действий: а) нападающие игровые действия; б) защитные игровые действия [10]. Теперь немного подробнее о такой категории деятельности, как мотив. Многими исследователями было отмечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, то есть тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. Р.А. Пилоян отмечает, что есть особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, это состояние он называет мотивом [17]. Известно, что термином “ мотив ” до сих пор обозначается слишком широкий круг понятий и существует несколько четко сформулированных точек зрения на понятие “мотив” и все они отождествляют мотив с потребностью [17]. Упомянутые выше потребности играют огромную роль в жизни современного человека. Но только потребностей не всегда достаточно для целенаправленной организации активности. А.Н. Леонтьев пишет: “Сама по себе потребность не может определить конкретную направленности деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности - она должна как бы найти в предмете свою определенность (“опредмечивается” в нем), данный предмет становится мотивом деятельности тем, что побуждает ее” [10]. Человеку присущи потребности, но они являются лишь предпосылкой к деятельности. Мотив же формируется на основе соотнесения субъектом своих потребностей со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности [17]. Можно привести пример: в командных видах спорта, в баскетболе в частности, часто перед игрой, особенно с сильным соперником, тренер проводит “настройку” команды с целью поднять ее боевой дух, а по существу - усилить мотив. Эти мероприятия очень нужны, но надо понимать и то, что мотив в окончательном своем виде формируется уже в ходе поединка. Именно тогда и происходит наиболее полное соотнесение потребностей и возможностей спортсмена с особенностями противника (как препятствие на пути овладения предметом спортивной деятельности), т.е. формируется тот или иной мотив. В одном случае можно видеть, как у команды словно прибавилось сил и она демонстрирует чудеса, а в другом - можно видеть полный развал и деморализацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|