Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности




 

Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

О структуре личности подробно говорилось во введении.

А личность в спорте - что же это такое?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

В начале этой работы была представлена структура личности. В большинстве учебников по психологии, личность характеризуется именно так как на странице 5: направленность, темперамент, характер и способности.

В спорте направленностью личности во многом предопределяется мотивация высших достижений [25].

Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния сильной психической напряженности, в преодолении соперника, а самое главное - потребность показать высокий спортивный результат.

Характерно, что в мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. Другими словами, спортсмены реже, чем другие люди, также мотивированные на достижения, думают перед началом деятельности: “Как бы чего не вышло! Как бы не проиграть!”

Считается, что в содержание мотива человека входят: 1) стремление к победе; 2) эмоциональный фактор; 3) способности “бороться до конца” [5].

В играх мотивация достижений менее выражена, чем у представителей других видов спорта, но она более сложна и связана с различными чертами личности.

Если большинство игроков в команде мотивированы на достижение успеха, то команда чаще предпочитает атакующий стиль игры, и наоборот, если в команде преобладают потребности в избежании неуспеха, то команда чаще защищается и действует на контратаках, несмотря на ранее разученные атакующие варианты [25].

В ходе исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность.

Под тревожностью понимается относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха.

Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую (свойство темперамента). Интенсивность стремления к эффективному завершению деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен. В то же время преобладание в мотивации достижений стремления добиться успеха в большей мере свойственно спортсменам со слабо выраженной тревожностью, а преобладание страха перед неудачей - спортсменам с сильно выраженной тревожностью [5].

Следующий компонент структуры личности - черты характера. Относительно спортсменов, наиболее типичными являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, самоконтроль, общительность [15].

Термин “характер” часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях.

Г.Е. Леевик в своей работе “Личность и деятельность спортсмена-парашютиста” приводит несколько точек зрения на тему характера. К примеру П.Ф. Лесгафт считал, что характером можно назвать проявление воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом [11].

Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов основным качеством характера считают направленность человека [11].

К.К. Платов считал, что характер, как бы каркас личности [11].

Характер - это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например, столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться [11].

Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных черт характера.

А.Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера спортсменов [16].

К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, смелость, активность, инициативность и мужество [11].

Достижение сколько-нибудь важных высот в спорте невозможно без осознанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли.

А.Ц. Пуни обнаружил, что каждое волевое проявление личности состоит из трех компонентов: интеллектуального, ибо воля деятельная сторона разума; эмоционального, ибо воля деятельная сторона моральных чувств; операционного (умение, навык), ибо проявление воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Эти три компонента с большей или меньшей степенью выраженности присутствуют в любом проявлении воли [16].

Конкретные проявления воли получили названия волевых качеств. В спорте особенно важны следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Главное качество, объединяющее всю структуру воли, - целеустремленность. Она характеризуется ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных поступков, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на стремлении к достижению намеченной цели. Цель выступает как главный регулятор деятельности человека. Она создает и активизирует целеустремленность - важное волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели [11].

Большая спортивная цель, подчиняющая помыслы и поступки спортсмена в течение многих лет, является мощной поддержкой на сложном спортивном поприще, где имеется немало взлетов и падений.

В заключение обзора по теме характер, нужно отметить, что спортсмен может иметь сильную волю, но в конкретном соревновании ее не проявить. Волевые качества наиболее полно проявляются лишь тогда, когда они опосредуются личностной направленностью спортсмена на результат своей деятельности.

Во введении уже говорилось, что спортивная деятельность в играх представляет собой решение оперативных задач и протекает в нестационарной среде. Очевидно, в такой деятельности более вероятно будут реализовываться определенные особенности личности спортсмена, оптимизирующие поведение в конфликтных ситуациях борьбы с соперником. Темперамент - одна из таких особенностей личности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и как было показано в ряде исследований, за счет именно индивидуального стиля деятельности с различными свойствами темперамента могут достигать высоких результатов [25].

Изучение влияния темперамента на деятельность спортсмена в данной работе не предполагалось, так как существует множество исследований по этой теме, поэтому можно отметить влияние темперамента на процесс спортивной деятельности, опираясь на уже известные результаты проводимых исследований.

В спортивных играх сочетание невротизма с экстраверсией, пожалуй, часто приводит к игровым ошибкам при организации взаимодействий, оно часто обуславливает срывы в виде аффективных реакций, ситуативных отказов от деятельности [25].

Сочетание невротизма с чрезмерной эктравертированностью особенно неблагоприятно для спортсменов, исполняющих в команде роль делового лидера. Аффективные срывы, удаление с поля за грубость, чрезмерно жесткая атака соперника у таких игроков чаще всего бывают в наиболее напряженных играх, со снижающейся мерой успеха. И при этом такие спортсмены склонны действовать активно, напористо, особенно если игра складывается удачно.

Остался еще один компонент структуры личности - это способности.

Развитие способностей зависит от направленности личности и от ее психодинамических свойств. Считается, что способности, и темперамент мало поддаются изменению.

Кроме общих способностей спортсмены должны отличаться и высоким уровнем развития специальных способностей, многие из которых не могут не зависеть от темперамента [4].

В спортивной деятельности особенности личности связаны с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает широкий учет индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...