Методика измерения склонности к риску
Опросник Г. Шуберта [21] Опросник состоит из 25 вопросов. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому необходимо ответить “да” или “нет”. Подсчитываются только положительные ответы, которые оцениваются 2 баллами. Стимульные материалы прилагаются в приложении. Цель: Определить показатели готовности спортсмена к риску в группе нападающих и в группе защитников, для последующего сравнения. Методика определения уровня личностной тревожности [20] Опросник Дж.Тейлора-В.Г. Норакидзе “Шкала личностной тревожности” В 1975 г. В.Г. Норакидзе адаптировал и дополнил шкалой лжи опросник Дж. Тейлора. Опросник успешно применяется в области спортивной психологии и профотбора. Опросник состоит из 60 вопросов. Испытуемому необходимо ответить “да” или “нет”. Ответы “да” оцениваются в 1 балл. Опросник возможно использовать как в индивидуальном обследовании, так и в групповом. Цель методики: Определить уровень тревожности в группе нападающих и в группе защитников для дальнейшего сравнительного анализа. Методика измерения силы направленности к достижению успеха [20] Опросник Т. Элерса, предназначен для измерения силы стремления к достижению успеха. Данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном материале, что делает его нейтральным по отношению как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена. Тест состоит из 41 вопроса. Испытуемый отвечает на вопрос “да” или “нет”. За ответы, совпавшие с ключом, присваивается по одному баллу. Стимульный материал приложен. Цель методики: Определить уровень мотивации к достижению успеха в группах нападающих и защитников, для дальнейшего сравнения.
Метод выявления различий между выборками испытуемых в уровне исследуемого признака при помощи U -критерия Манна-Уитни [31] Критерий предназначен для оценки различий между выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ³ 3 или n1 ³ 2, n2 ³5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Ограничения: n1, n2 >20, то процесс становится трудоемким и лучше использовать другой критерий. Цель метода: Уточнить оценку различий между двумя группами испытуемых по уровню перечисленных признаков. Методика “16-факторный личностный опросник” Р. Кеттелла [3] В работе была применена версия А. Опросник состоит из 187 вопросов. Предназначен для обследования взрослых лиц. Данный вариант разработан и адаптирован на русскоязычной выборке В.И. Похилько, А.С. Соловейчик, А.Г. Шмелевым. По Р. Кеттеллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в данной ситуации, т.е. представляют собой гипотетическую психологическую структуру в поведении. Таким образом, черты личности отражают относительно устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Цель применения методики: Измерить личностные качества у защитников и нападающих, для дальнейшего использования первичных результатов в корреляционном анализе. Метод проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение защитников и нападающих при помощи корреляционного анализа, посредством использования коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спирмену (r) [31, 23] Коэффициентами корреляции пользуются для того, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между двумя переменными. Значение коэффициента изменяется от -1 до +1. Если r=0, то это означает, что взаимосвязь отсутствует. Положительная корреляционная связь указывает на прямо пропорциональное отношение между двумя переменными, а отрицательная - обратно пропорциональную взаимосвязь. Чем больше абсолютное значение коэффициента r, тем теснее связь между изучаемыми переменными.
В данной работе в качестве переменных выступают: . Уровень склонности к риску. . Уровень личностной тревожности. . Уровень агрессивности. . Сила стремления к достижению успеха. Для проведения корреляционного анализа в опроснике Р. Кеттелла (16PF) были выбраны факторы, которые измеряют похожие личностные качества испытуемых на те, которые измерялись другими методиками и перечислены ранее. Это факторы Н, О, Е, Q4. Они также являются переменными. Цель методики: Определить, измеряют ли опросники: Шуберта, Дж. Тейлора - Норакидзе, Басса-Дарки, Т. Эллерса с одной стороны и факторы Н, О, Е, Q4 из опросника Р. Кеттелла (16PF) с другой стороны, соответственно, похожие личностные качества или не измеряют. Определены частные гипотезы: 1. Опросник Шуберта и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор Н, измеряют похожее личностное качество. . Опросник Дж. Тейлора - Норакидзе и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор О, измеряют похожее личностное качество. . Опросник Басса-Дарки и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор Е, измеряют похожее личностное качество. . Опросник Т. Эллерса и опросник Р. Кеттлера (16PF, форма А), фактор Q4, измеряют похожее личностное качество.
III. Описание условий и процедуры психодиагностического исследования Место проведения психодиагностического обследования Спортивный комплекс “Строитель”. Кабинеты для отдыха и массажа спортсменов и тренеров. Время проведения диагностического обследования В декабре 2002 г. было проведено психодиагностическое обследование испытуемых. Обследование проводилось в свободное от тренировочной деятельности время, обычно с 16 часов до 17 часов. Оборудование Стимульный материал: тексты опросников с бланками для ответов. Авторучки. Продолжительность работы Не более 60 мин. в день.
IV. Результаты После того, как была изучена литература по спортивной психологии, была выбрана модель структуры личности по П.А. Рудику [27] (см. введение).
Определен перечень важных качеств для спортсмена-игровика по А.Л. Попову [22] 1. Находчивость (способность быстро находить выход из затруднительного положения на площадке в ситуации игры). . Самоконтроль (умение владеть своими чувствами, ровность в поведении). . Работоспособность. . Агрессивность (Инструментальная агрессивность - как средство достижения позитивной цели). . Организаторские способности. . Склонность к риску. . Инициативность (способность принимать ответственные решения). . Стремление к достижению успеха. . Тревожность (особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях). . Целеустремленность. Метод экспертной оценки Экспертам, в количестве 8 человек, был предложен список важных качеств спротсмена-игровика по А.Л. Попову (см. 4.2.). Оценивать по степени значимости качеств отказались, ввиду невозможности. Но отметили в большинстве своем, что такие качества, как агрессивность, склонность к риску, стремление к достижению успеха более выражены у нападающих, а тревожность более выражена у защитников. Таблица 3 Экспертная оценка степени выраженности качеств
. Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих агрессивность должна быть более выражена, чем у защитников. . Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих склонность к риску должна быть более выражена, чем у защитников. .Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих стремление к достижению успеха более выражена, чем у защитников. .Из 8 экспертов 5 отметили, что у защитников уровень тревожности выше, чем у нападающих. В результате экспертной оценки появились следующие частные гипотезы: 1. У группы нападающих уровень агрессивности выше, чем у группы защитников. . У группы нападающих показатель склонности к риску выше, чем у группы защитников. . У группы нападающих показатель стремления к достижению успеха выше, чем у группы защитников. . У группы защитников показатель тревожности выше, чем у группы нападающих. Результаты измерения коэффициента агрессивности (Ка) у группы нападающих и у группы защитников. Ка измеряли при помощи опросника А. Басса и А. Дарки [20].
Таблица 4 Коэффициент агрессивности (Ка) в группах нападающих и защитников
Разница между средним нападающих и средним защитников равна 2,1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|