Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика измерения склонности к риску




Опросник Г. Шуберта [21]

Опросник состоит из 25 вопросов. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому необходимо ответить “да” или “нет”. Подсчитываются только положительные ответы, которые оцениваются 2 баллами. Стимульные материалы прилагаются в приложении.

Цель: Определить показатели готовности спортсмена к риску в группе нападающих и в группе защитников, для последующего сравнения.

Методика определения уровня личностной тревожности [20]

Опросник Дж.Тейлора-В.Г. Норакидзе “Шкала личностной тревожности”

В 1975 г. В.Г. Норакидзе адаптировал и дополнил шкалой лжи опросник Дж. Тейлора.

Опросник успешно применяется в области спортивной психологии и профотбора.

Опросник состоит из 60 вопросов.

Испытуемому необходимо ответить “да” или “нет”. Ответы “да” оцениваются в 1 балл.

Опросник возможно использовать как в индивидуальном обследовании, так и в групповом.

Цель методики: Определить уровень тревожности в группе нападающих и в группе защитников для дальнейшего сравнительного анализа.

Методика измерения силы направленности к достижению успеха [20]

Опросник Т. Элерса, предназначен для измерения силы стремления к достижению успеха.

Данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном материале, что делает его нейтральным по отношению как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена.

Тест состоит из 41 вопроса.

Испытуемый отвечает на вопрос “да” или “нет”.

За ответы, совпавшие с ключом, присваивается по одному баллу.

Стимульный материал приложен.

Цель методики: Определить уровень мотивации к достижению успеха в группах нападающих и защитников, для дальнейшего сравнения.

Метод выявления различий между выборками испытуемых в уровне исследуемого признака при помощи U -критерия Манна-Уитни [31]

Критерий предназначен для оценки различий между выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ³ 3 или n1 ³ 2, n2 ³5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

Ограничения: n1, n2 >20, то процесс становится трудоемким и лучше использовать другой критерий.

Цель метода: Уточнить оценку различий между двумя группами испытуемых по уровню перечисленных признаков.

Методика “16-факторный личностный опросник” Р. Кеттелла [3]

В работе была применена версия А.

Опросник состоит из 187 вопросов.

Предназначен для обследования взрослых лиц.

Данный вариант разработан и адаптирован на русскоязычной выборке В.И. Похилько, А.С. Соловейчик, А.Г. Шмелевым.

По Р. Кеттеллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в данной ситуации, т.е. представляют собой гипотетическую психологическую структуру в поведении.

Таким образом, черты личности отражают относительно устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Цель применения методики: Измерить личностные качества у защитников и нападающих, для дальнейшего использования первичных результатов в корреляционном анализе.

Метод проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение защитников и нападающих при помощи корреляционного анализа, посредством использования коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спирмену (r) [31, 23]

Коэффициентами корреляции пользуются для того, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между двумя переменными.

Значение коэффициента изменяется от -1 до +1. Если r=0, то это означает, что взаимосвязь отсутствует. Положительная корреляционная связь указывает на прямо пропорциональное отношение между двумя переменными, а отрицательная - обратно пропорциональную взаимосвязь. Чем больше абсолютное значение коэффициента r, тем теснее связь между изучаемыми переменными.

В данной работе в качестве переменных выступают:

.   Уровень склонности к риску.

.   Уровень личностной тревожности.

.   Уровень агрессивности.

.   Сила стремления к достижению успеха.

Для проведения корреляционного анализа в опроснике Р. Кеттелла (16PF) были выбраны факторы, которые измеряют похожие личностные качества испытуемых на те, которые измерялись другими методиками и перечислены ранее. Это факторы Н, О, Е, Q4. Они также являются переменными.

Цель методики: Определить, измеряют ли опросники: Шуберта, Дж. Тейлора - Норакидзе, Басса-Дарки, Т. Эллерса с одной стороны и факторы Н, О, Е, Q4 из опросника Р. Кеттелла (16PF) с другой стороны, соответственно, похожие личностные качества или не измеряют.

Определены частные гипотезы:

1. Опросник Шуберта и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор Н, измеряют похожее личностное качество.

.   Опросник Дж. Тейлора - Норакидзе и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор О, измеряют похожее личностное качество.

.   Опросник Басса-Дарки и опросник Р. Кеттелла (16PF, форма А), фактор Е, измеряют похожее личностное качество.

.   Опросник Т. Эллерса и опросник Р. Кеттлера (16PF, форма А), фактор Q4, измеряют похожее личностное качество.

 


III. Описание условий и процедуры психодиагностического исследования

Место проведения психодиагностического обследования

Спортивный комплекс “Строитель”. Кабинеты для отдыха и массажа спортсменов и тренеров.

Время проведения диагностического обследования

В декабре 2002 г. было проведено психодиагностическое обследование испытуемых.

Обследование проводилось в свободное от тренировочной деятельности время, обычно с 16 часов до 17 часов.

Оборудование

Стимульный материал: тексты опросников с бланками для ответов. Авторучки.

Продолжительность работы

Не более 60 мин. в день.

 


IV. Результаты

После того, как была изучена литература по спортивной психологии, была выбрана модель структуры личности по П.А. Рудику [27] (см. введение).

Определен перечень важных качеств для спортсмена-игровика по А.Л. Попову [22]

1. Находчивость (способность быстро находить выход из затруднительного положения на площадке в ситуации игры).

.   Самоконтроль (умение владеть своими чувствами, ровность в поведении).

.   Работоспособность.

.   Агрессивность (Инструментальная агрессивность - как средство достижения позитивной цели).

.   Организаторские способности.

.   Склонность к риску.

.   Инициативность (способность принимать ответственные решения).

.   Стремление к достижению успеха.

.   Тревожность (особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях).

.   Целеустремленность.

    Метод экспертной оценки

Экспертам, в количестве 8 человек, был предложен список важных качеств спротсмена-игровика по А.Л. Попову (см. 4.2.).

Оценивать по степени значимости качеств отказались, ввиду невозможности. Но отметили в большинстве своем, что такие качества, как агрессивность, склонность к риску, стремление к достижению успеха более выражены у нападающих, а тревожность более выражена у защитников.


Таблица 3 Экспертная оценка степени выраженности качеств

Игровое амплуа

Нападающие

Защитники

Код эксперта Спортивно- Важное качество 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
1.Находчивость                                
2. Самоконтроль                                
3. Работоспособность                                
4. Агрессивность + + +   + + +                  
5. Организаторские способности                                
6. Склонность к риску + + + + + +                    
7. Инициативность                                
8. Стремление к достижению успеха +   + +   + + +                
9. Тревожность                 +   + +   + +  
10. Целеустремленность                                

 

. Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих агрессивность должна быть более выражена, чем у защитников.

. Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих склонность к риску должна быть более выражена, чем у защитников.

.Из 8 экспертов, 6 отметили, что у нападающих стремление к достижению успеха более выражена, чем у защитников.

.Из 8 экспертов 5 отметили, что у защитников уровень тревожности выше, чем у нападающих.

В результате экспертной оценки появились следующие частные гипотезы:

1. У группы нападающих уровень агрессивности выше, чем у группы защитников.

.   У группы нападающих показатель склонности к риску выше, чем у группы защитников.

.   У группы нападающих показатель стремления к достижению успеха выше, чем у группы защитников.

.   У группы защитников показатель тревожности выше, чем у группы нападающих.

Результаты измерения коэффициента агрессивности (Ка) у группы нападающих и у группы защитников.

Ка измеряли при помощи опросника А. Басса и А. Дарки [20].

 

Таблица 4 Коэффициент агрессивности (Ка) в группах нападающих и защитников

Нападающие

Защитники

Код испытуемого Ка Код испытуемого Ка
1. Н.Л. 50 1. Е.Т. 46
2. Д.Б. 41 2. П.Л. 48
3. Я.К. 41 3. М.О. 51
4. К.К. 65 4. С.Т. 58
5. Ж.О. 46 5. Ш.Н. 52
6. П.Л. 53 6. Т.Г. 26
7. В.В. 56 7. Ш.Л. 56
  Сумма 352   Сумма 337
  Среднее 50,2   Среднее 48,1

 

Разница между средним нападающих и средним защитников равна 2,1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...