Комплексного занятия по математике в старшей группе «ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕСНЫ»
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Цели занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность. Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера. Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники. Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни. — А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. — Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.) — И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежни Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет. — Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как
— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода. Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)? — Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 3 стакана, а голубой воды — 4 стакана. Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой. Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник. — Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше — Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже. Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести? — Нужно тучи отогнать от солнышка. — А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы № 1 Подарил утятам ежик Семь подснежников весенних. Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят? (7) № 2 Шесть веселых медвежат За подснежником спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал, А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? (5) № 3 Ежик по лесу шел И подснежники нашел: Два под березкой, Один — у осины, Сколько их будет В плетеной корзине? (3) — Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало
— Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно зем — Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти пало — Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д. — Вот видите, мы показали, куда надо солнышку све
—А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза лю —А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте Итог занятия. — Что вам понравилось сегодня на занятии? — Что нового вы узнали? — А что не понравилось? Отметить тех, у кого очень хорошо все получается. КОНСПЕКТ занятия по математике в старшей группе Цели занятия. Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7. Упражнять в порядковом счете, в пространственной ориетировке относительно себя и окружающих предметов, сравнении формы предметов с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга, овала). Развивать логическое мышление, память, речь. Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его. Демонстрационный материал. 7 плоскостных изображений кукол, 7 платьев; модели геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, круг, овал, предметы квадратной, прямоугольной, овальной формы. Раздаточный материал. Плоскостные изображения матрешек и мячиков (по 10 на каждого ребенка), карточки с плоскостными изображениями разноцветных рукавичек. Ход занятия. — Дети, сегодня у нас занятие по математике. Мы с вами
Воспитатель выставляет 5 кукол. — Сколько на столе стоит кукол? (всего 5 кукол).
Под куклами выставляется 5 платьев. — Сколько платьев? (всего 5 платьев). — По скольку кукол и платьев? (кукол и платьев по 5, их Выставляется еще одна кукла. s — Сколько стало кукол? (ребенок пересчитывает — \ — Как стало 6 кукол? (к 5 куклам прибавили 1, стало 6 — Чего больше: кукол или платьев? (кукол больше, — Какое число больше — 6 или 5? (число 6 больше, чем — Что нужно сделать, чтобы кукол и платьев стало по — Сколько стало платьев? (ребенок пересчитывает — — По скольку кукол и платьев? (6 кукол и 6 платьев, — Дети, на зеленую полоску карточек выложите 6 матре — Саша (Вова), сколько ты выложил матрешек? (про — На оранжевую полоску выложите 6 мячиков (про — Сколько мячиков? (мячиков 6). — На верхнюю полоску поставьте еще 1 матрешку. — Сколько стало матрешек? (матрешек стало 7). — Как стало 7 матрешек? (к 6 матрешкам прибавили 1). — Чего больше — матрешек или мячиков? (матрешек — Какое число больше? (число 7 больше числа 6). — Что нужно сделать, чтобы матрешек и мячиков стало — По скольку теперь матрешек и мячиков? (их поровну, по 7). — Дети, а теперь уберите 1 матрешку. Сколько стало мат — Чего больше? (мячиков больше, чем матрешек. Мячи — Что нужно сделать, чтобы мячиков и матрешек стало — Что можно сказать о количестве матрешек и мячиков — Дети, как мы считаем, когда хотим узнать о количе два, три...)- — А как мы определяем место предмета в ряду других? Ребенок пересчитывает платья порядковым счетом. Посмотрите на ваши карточки, которая по счету зеленая рукавичка? (отвечают 3—4 ребенка).
— Какая рукавичка 6-я по счету? (3—4 ребенка). Мы шагаем по четыре. Три, четыре, раз, два, Очень дружная семья. На наборное полотно выставляются геометрические фигуры, один из ребят называет их. Затем дети объясняют, какой формы предмет надо найти, т.е. описывают форму выбранного предмета. — Как ты догадался, что он круглый? Овальный? — Какой формы эти предметы? — Чем все они похожи? Игра «Определи свое место в строю». Вызываются 5—6 детей: — Сережа, подойди ко мне. Аня, встань так, чтобы Сере Дети называют, кто стоит впереди, сзади. Затем детям предлагается повернуться налево или направо, назвать, кто и где стоит (слева, справа). В конце занятия дети говорят о том, чем они занимались, чему новому научились, что им больше всего понравилось.
Рекомендуемая литература Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. — М., 1982. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Данилова В.В., Рихтерман ТД, Михайлова ЗА. и др. Обучение математике в детском саду. — М., 1997. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л АВенгера. — М., 1978. Житомирский В.Г., ШевринЛ.Н. Геометрия для малышей. — М., 1978. Ерофеева Т.Н. и др. Математика для дошкольников. — М.,1994. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1995. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2. Леушина AM. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.ВДаниловой. — М., 1988. МетаинаЛ.С. Математика в детском саду. — М., 1984. Минский ЕМ. От игры к знаниям. — М., 1982. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М., 1985. Моро М.И., Пышкало AM. Методика обучения математике в 1—3 классах. - М., 1978. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3—7 лет (на материале математики). — М., 1983. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. ЛАВенгера. — М., 1980. Рихтерман ТД. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М., 1982. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Подцьякова. — М., 1980. Сербина Е.В. Математика для малышей. — М., 1992. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
СтойловаЛ.П., Пышкало AM. Основы начального курса математики. — М., 1988. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М., 1980. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Под-дьякова, Ф.А.Сохина. — М., 1980. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. АА.Столяра. — М., 1988. Щербакова ЕМ. О математике малышам. — Киев, 1984. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................... ц § 1. Возникновение математики и развитие ее как науки....................... "."........ \\ § 2. Развитие понятия натурального числа.................................................. ""' у] §3. Основные математические понятия............................................................ 22 § 4. Теоретические основы понятия натурального числа..................................... 28 § 5. Виды письменной нумерации. Системы счисления...................................... 31 § 6. Счетные приборы................................................................................... 37 § 7. Становление, современное состояние и перспективы ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................ 56 § 1. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.............................................................................. 56 § 2. Содержание математического развития дошкольников................................ 67 § 3. Формы организации обучения детей элементам математики.......................... 72 § 4. Роль дидактических средств в математическом развитии детей.... 78 § 5. Методы обучения детей элементам математики........................................... 86 § 6. Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада................................................... 92 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА § 1. Восприятие и отображение множеств...................................................... 102 § 2. Раннее заимствование детьми слов-числительных из речи взрослых.............................................................................................. 106 § 3. Особенности математического развития детей второго года жизни.................................................................................................. ПО § 4. Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни............................................................................................ 115 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА § 1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве......................................................................................... 124 § 2. Ознакомление детей с величиной предметов............................................. 131 § 3. Ознакомление с формой предметов......................................................... 135 §4. Ориентирование детей в пространстве....................................................... 138 § 5. Ориентирование детей во времени........................................................... 140 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДАЖИЗНИ.. 144 § 1. Ознакомление с числом и обучение счету................................................. 144 § 2. Формирование представлений о размере предметов................................... 152 § 3. Формирование представлений о форме предметов..................................... 155 §4. Ориентирование в пространстве............................................................... 157
§ 5. Ориентирование во времени.......................................................... 159
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|