Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15.4.5. Эффективность психофармакологических средств




15. 4. 5. Эффективность психофармакологических средств

Определению показания и выбору адекватных психофар­макологических средств могут способствовать данные о сравнительной эффективности некоторых препаратов, пред­ставленные в таблице 15 [по 49], используемых для коррекции психо-эмоциональной напряженности у специалистов авиа­ционного профиля.

Представленные в таблице материалы дают информацию лишь самого общего характера. Выбор препаратов, их дози­ровка и курс (длительность) применения определяется пси­хотерапевтом или врачом с учетом характера стрессогенных ситуаций и особенностей функциональных реакций организма и психики, а также индивидуальной реактивности и чувстви­тельности к препаратам конкретного человека.

Многочисленные факты свидетельствуют о возможности неблагоприятных последствий приема лекарственных веществ. Большую опасность для здоровья представляет не только са-


432   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Таблица 15

Сравнительная эффективность фармакологических корректоров

эмоциональных нарушений

 

 

Показания

Препараты

феназепам триоксазин мебикар фенибут пирроксан триоксазин + сиднокраб феназепам + сиднокарб пропранолол
Отдельные случаи эмоциональных срывов   ++   +        
Выраженные эмоциональные реакции астениче­ского характера +++ +     +   ++  
Ситуационное эмоциональное напряжение + + + ++ + +    
Установочные реакции на некоторые виды подготовки ++ + +          
Длительные дежурства, связанные с повышенными эмоциональными воздействиями ++ + + + + +++    
Эмоционально обусловленное расстройство +     +++ +      
Реабилитация после нагрузки ++ ++ +++ +        
Начальная форма невротических расстройств +++     +     ++ ++
Сердечно­сосудистые проявления невротических расстройств +     +       +++

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

молечение в связи с развитием симптомов какого-либо заболе­вания, но и попытка без консультации с квалифицированным специалистом принимать те или иные средства (стимуляторы, седативные вещества, снотворные и др. ) для коррекции функ­ционального состояния — серьезные расстройства здоровья могут быть следствием несовместимости конкретных препа­ратов, несоблюдения требований к их дозировке, незнание ку­мулятивных эффектов, предельно допустимых и переносимых доз, побочных эффектов, парадоксальных фаз воздействия и т. д. Все это определяет необходимость проявления особой осторожности в использовании психофармакологических средств.


Глава 16

Приемы психической саморегуляции

(коррекции)стресса

16. 1. Метод психической саморегуляции

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой про­цесс самоуправления, самовоздействия субъекта на свое функ­циональное состояние и поведение.

Существует много толкований понятия «психическая саморегуляция» [75, 83, 98, 122, 143, 186, 201]. Их объединяет понимание того, что этот феномен заключается в активации функциональных и личностных ресурсов организма и психики с помощью различных внутренних способов и средств и на основе знания механизмов физиологической и психической регуляции состояния и поведения субъекта в экстремальных ситуациях. Целью ПСР является предупреждение развития, нормализация и восстановление неблагоприятных функцио­нальных состояний, обеспечение здоровья, высокой работо­способности и эффективной деятельности. Есть основание считать, что приемы ПСР могут оказывать влияние и на про­явление стратегий и стилей преодоления стресса, то есть на типичные и индивидуально своеобразные формы и способы поведения в условиях психологического стресса.

Данные литературы свидетельствуют, что ПСР является достаточно эффективным методом: а) снижения чрезмерно выраженной нервно-психической напряженности и эмоцио­нальных переживаний в связи с развитием стресса; б) ускоре­ния процесса восстановления функционального состояния при выраженной психоневротической симптоматике (нару­шение сна, высокий уровень тревожности и эмоционального возбуждения, депрессивное состояние и др. ); в) повышения


эмоциональной и психофизиологической устойчивости организма и психики к воздействию стресс-факторов; г) раз­вития физиологических, личностных, поведенческих ресурсов человека; д) формирования функциональной готовности к адекватному реагированию на экстремальные условия среды и чувства уверенности в успешном преодолении стресса.

Современные исследования проблемы преодоления стрес­са и определяемые ими методические подходы к регуляции этого состояния основываются на принципах системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии и, в част­ности, на представлениях о роли поддержания баланса в систе­ме «субъект—среда—деятельность» путем саморегуляции как трудового процесса, так и психических состояний. Наиболее последовательно и глубоко эта концепция рассматривается в работах Л. Г. Дикой [71, 75]. Она анализирует психическую регуляцию деятельности и функциональных состояний с позиций представлений о психологической системе деятель­ности. Автор показала, что особенностью саморегуляции функционального состояния как особого вида деятельности является то, что субъект реализует активность в отношении к самому себе, к своему состоянию, но только в напряженных, экстремальных состояниях эта активность проявляет целена­правленный произвольный характер и становится деятельнос­тью со всеми присущими ей компонентами психологической системы деятельности [по 222], то есть мотивами, целью, программой и т. д.

Для понимания механизмов психической регуляции функционального состояния и на этой основе выбора методов и режимов (дозировки) его коррекции является знание ин­дивидуальных особенностей стиля, то есть индивидуального своеобразного характера, процесса, регуляции состояния. Л. Г. Дикая предложила типологию индивидуальных стилей ПСР функционального состояния, основанную на данных фундаментальных исследований B. C. Мерлина, Е. А. Климо­ва, О. А. Конопкина. Она выделила в регуляторных системах психофизиологического и психодинамического уровней индивида механизмы, определяющие процессы расхода и восстановления функциональных ресурсов организма и психики, которые отражают особенности экстравертирован-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...