Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

436  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




436  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ности и интровертированности личности с трофотропным и эрготропным типом регуляции, а также дала интегральную характеристику каждого индивидуального стиля регуляции («гармоничного», «затратного», «накопительного» и «эконо­мичного») и определила стили саморегуляции, рациональ­ные для нормальных, комфортных условий деятельности и стили, регулирующие поведение человека в стрессогенных ситуациях. Опыт индивидуального или группового обучения саморегуляции состояния в соответствии с особенностями его индивидуального стиля выявил перспективы такого подхода для коррекции недостаточно оптимальных способов саморе­гуляции функционального состояния стилей.

Рассмотрение ПСР функционального состояния как деятельности позволило подойти к анализу взаимодействия между психологическими системами профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния с единых теоретических позиций, что особенно важно при экстремальных стрессогенных условиях. В качестве общего основания для анализа их межсистемного взаимодействия вы­ступают положения не только о психологической системе дея­тельности, но и принципы полисистемности и межсистемного подхода в психологии [60, 84, 136]. Как отмечает Л. Г. Дикая, психологическая система профессиональной и саморегули­рующей деятельности имеет один и тот же компонентный со­став и структуру, единого субъекта, но различается объектом регуляции, доминирующим уровнем детерминации, характе­ром мотивов и целей, способами и механизмами регуляции. Взаимодействие этих компонентов психологической системы деятельности, качественное своеобразие регулятивных систем двух видов деятельностей порождает индивидуальные разли­чия в развитии функционального состояния и эффективности их коррекции.

Разнообразные техники и приемы ПСР можно подразде­лить на две группы — общую и специальную. Приемы первой группы являются основой саморегуляции состояния стресса, фундаментом формирования специальных приемов. В ходе от­работки приемов, упражнений общей группы вырабатываются навыки управления ритмом дыхания, произвольной регуляции мышечного тонуса, свободного оперирования чувственного


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

образа (чувства тяжести, тепла и др. ), управления вниманием (сосредоточение, распределение и переключение), быстрого аутогенного погружения (аутогенной релаксации) и выхода из этого состояния. Упражнения первой группы имеют и само­стоятельное значение, — они применяются для снятия напря­жения, усталости, восстановления сил регуляции вегетативных функций. Овладение этими приемами ПСР продолжается в процессе групповых и самостоятельных тренировок и посте­пенно происходит привыкание к мысленному повторению слышимого текста, он перестает восприниматься как нечто внешнее и полностью идентифицируется с внутренними по­буждениями индивида.

Вторая — специальная — группа приемов ПСР пред­ставляет собой комплекс формул самовнушения, позволяю­щий активно управлять психическими процессами и своим эмоциональным состоянием, нормализовать функции ЦНС, проводить коррекцию психических качеств, снижать уровень тревоги, развивать профессиональные навыки и умения. Ис­пользование специальных формул для восстановления функ­ционального состояния носит, как правило, индивидуальный характер.

В настоящее время существует обширная литература, посвященная как теоретическому обоснованию различных аспектов проблемы психической саморегуляции, так и опи­санию разных методических приемов ее проведения [14, 15, 69, 75, 98, 122, 127, 132, 133, 143 и др. ].

Среди существующих психологических подходов к клас­сификации приемов саморегуляции состояний, как отмечает Л. Г. Дикая, можно выделить функциональные, психологиче­ские и системные ее основания. В системных исследованиях саморегуляции выделяются два основных уровня отражения состояния — бессознательное и осознанное и соответственно два уровня саморегуляции — непроизвольное и произвольное, которые могут при определенных условиях переходить один в другой.

В регуляции состояния, утверждает автор, особенно в экс­тремальных условиях, большую роль играют неосознаваемые мотивы, непроизвольные вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции, которые проявляются независимо


\


438  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

от воли человека, в то время как преимущество механизмов произвольной саморегуляции заключается в том, что они под­чиняются волевым усилиям и сопровождаются осознанными ощущениями.

Существенно важным является то, что произвольной са­морегуляции подвержены не только моторные компоненты поведения, но и целый ряд психических, психофизиологиче­ских функций и процессов. Исходя из этого, в основу класси­фикации способов саморегуляции, предложенной Л. Г. Дикой и Л. П. Гримаком [75], положен принцип направленности воздействий на определенный уровень активности функцио­нальных систем организма и психики человека. В этом случае все приемы саморегуляции дифференцируются в зависимости оттого, какими активирующими и регулирующими системами они реализуются (в зависимости от механизма осуществляе­мого воздействия).

Однако этот подход недостаточно четко определяет роль активности самого субъекта, в то время как главной осо­бенностью психической саморегуляции состояний является направленность активности субъекта на формирование адек­ватных внутренних средств, позволяющих ему осуществлять изменение своего состояния и повышать работоспособность.

На основании проведенных исследований предложена классификация приемов саморегуляции, основанная на учете особенностей их отношения к компонентам структуры дея­тельности и к механизмам регуляции уровня саморегуляции [74]. В соответствии с критерием «активность—реактивность» в саморегуляции выделено четыре уровня, различающихся от­ношением к таким характеристикам, как «осознаваемость—не-осознаваемость» и «произвольность—непроизвольность». Для каждого уровня были определены доминирующие механизмы психической регуляции и ведущей структуры саморегуляции (активационный, эмоциональный, когнитивный и комму­никативный), на который направлено воздействие средств саморегуляции. В качестве еще одного критерия разделения способов саморегуляции Л. Г. Дикая предложила такие виды психической деятельности как преднастройка, операция, действие, деятельность.

В соответствии с представлениями автора на произволь-


 

439

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...