Наблюдение за ветром. Цели - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра. Ход наблюдения
Неизвестно где живет,
Засвистит по речке дрожь
Прилетит, деревья гнет.
Озорник, а не уймешь!?
Что это? Это ветер.
Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий - приносит нам прохладу.
М/п игра«Челночок»
Цель: Развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу
Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.
Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
Беседа. «Море» Ребята! Этот объект, состоящий из воды, большинство из вас видели и даже купались в нем.
Отгадайте загадку.
И звездною ночью и солнечным днем
Лазурные волны гуляют на нем.
И пенистый бьется о берег прибой,
Он камешки точит бессонной волной. (Море. ) Расскажите, были ли вы на море? Как оно называлось? Где находилось? Как оно выглядело?
Море — часть океана, большое водное пространство.
Индивидуальная работа. _____________________________. Закреплять умение быстро раздеваться, вешать в определенном порядке одежду.
Самостоятельная деятельность детей. (игры, личная гигиена, дежурство по столовой, дежурство по подготовке материалов к занятию)
Утренняя гимнастика.
НОД
1. Развитие речи (Подготовка к обучению грамоте)
Тема: Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса»
Цель. Упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
Программное содержаниеРасширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли), карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
Ход занятия
1. Игра «Доскажи словечко».
Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это... (солнце).
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март. )
В ночь - мороз, С утра - капель,
Значит, на дворе... (апрель).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это?... (Май. )
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве «дворец»:
В нем живет с семьей... (скворец).
У грача - грачонок,
У скворца -... (скворчонок).
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка. )2. Игра «Угадай птицу». 1-й вариант.
- Узнать птицу по описанию.
1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач. )
2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец. )
3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей. )
2-й вариант.
- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж:, гусь, утка, стриж:, щегол... )- Грачи какие?
(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные. )- Грачи что делают?
(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются. )
3-й вариант.
- Образовать родственные слова.
Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда), грачевник (скопление грачиных гнезд).
Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
3. Звуковой анализ слова «лиса».
Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.
«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.
«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять -руками помахать,
Шесть — на стулья тихо сесть.
4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».
Вопросы к детям:
- Какой звук первый в слове «лиса»? - [л'].
- Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л].
- Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой братец, [л] — маленький братец.
Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.
5. Игра «Назови пару».
Проводится в кругу с мячом.
Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ -мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».
Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.
Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.
Вопросы:
- Кто это? (Лиса. )- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь. )~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J
- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая... )
- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит... )- Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса. )- Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка. )- Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка... )
7. Игровое упражнение «Мой медведь».
Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.
1. Художественное творчество (рисование)
Тема. «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Цель. Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов.
Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои
представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками
или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета (одногоразмера, если будет составляться коллективный альбом), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок; гуашевые краски; кисточки разного размера, ватные палочки (тычки); баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Вариантыдекоративного оформления рыбок.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Рыбка».
Тепло на солнышке. Река
Берёт свои права;
В воде местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, -
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза - блестящих два зерна,
Багряное перо...
Педагог спрашивает детей, почему поэт называет рыбку шалуньей, какими словами он её описывает (ответы детей). Уточняет, что багряное перо - это не перышки у птицы, а плавники ярко-красного цвета (напоминает поэтическую строчку «Роняет лес багряный свой убор»). Затем педагог показывает детям изображения пресноводных рыб, называет их (но не требует от детей запоминания и повторения), сообщает, что такие рыбки водятся в реках и озёрах России. И предлагает детям изобразить красивых рыбок, плавающих и резвящихся в озере. Уточняет творческую задачу: «Рыбок мы сначала вырежем из цветной бумаги, а потом оформим гуашевыми красками. Чешую,
плавники и хвост будем рисовать по своему желанию - кисточкой нанесём узор приёмом «примакивание», ватной палочкой изобразим пятнышки или палочками поставим отпечатки. Далее педагог просит детей описать строение и форму тела рыбки, предлагает сделать беглый набросок (эскиз) карандашом или мелом. Интересуется, как показать шалунью-рыбку в движении (изогнуть туловище или хвост). Показывает приёмы и варианты декоративного
оформления рыбок (см. рисунок). Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого
задания: вырезают рыбок из бумаги жёлтого, красного, розового, персикового, серебристого цвета, наклеивают силуэты на листы голубой бумаги, оформляют узорами - кисточкой, ватной палочкой или пальчиками (по выбору).
Итог занятия. Дети рассматривают подсохшие рисунки и объединяют их в
единую композицию «Рыбки в озере» -панно или альбом.
Озеро глубоко,
Белой рыбы много.
Бела рыба щука,
Белая белуга.
Сети я закину,
Белу рыбу выну.
Зачерпну водицы,
Наварю ушицы.
(русский фольклор)
3. Физическая культура
Тема. Метание мешочков на дальность.
Ползание не четвереньках с опорой на ладони и колени между
предметами (расстояние между предметами 1 м).
Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед, назад, скрестно (способ по выбору детей)
Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, в построении в пары (колонна по два); в метании мешочков на дальность, в ползании, в равновесии.
Оборудование: мешочки с песком, скакалки.
I часть. Игровое задание «По местам». Играющие делятся на 3—4 команды (по 5—6 детей) и становятся в круги. В центре каждого круга кубик (кегля) своего цвета. Задание: запомнить свое место и цвет кубика. На первый сигнал все разбегаются. На второй сигнал каждый ребенок должен найти свое место в кругу. Педагог отмечает команду, которая быстро и правильно справилась с заданием. Игра повторяется 2—3 раза. II часть. Общеразвивающие упражнения на гимнастических скамейках
1. И. п. — сидя верхом на скамейке, руки на пояс. 1 — руки в стороны; 2 — руки за голову; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение (5—6 раз).
2. И. п. — сидя верхом на скамейке, руки за голову. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вправо (влево), коснуться пальцами пола; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (6 раз).
3. И. п. — сидя верхом на скамейке, руки на пояс. 1 — руки в стороны; 2 — поворот, руки за голову; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 —исходное положение (6 раз).
4. И. п. — стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 — шаг на скамейку правой ногой; 2 — шаг на скамейку левой ногой; 3 — шаг со скамейки правой ногой; 4 — шаг со скамейки левой ногой. Поворот кругом и повторение задания (3-4 раза).
5. И. п. — стоя правым боком к скамейке, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах вдоль скамейки на счет «1—8»; поворот кругом и повторить прыжки (3-4 раза).
Основные движения
1. Метание мешочков на дальность.
2. Ползание не четвереньках с опорой на ладони и колени между предметами (расстояние между предметами 1 м).
3. Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед, назад, скрестно (способ по выбору детей).
ПРОГУЛКА
Наблюдениеза растениями на участке.
Цель: Познакомить с особенностями весны. Продолжать знакомить с приспособлением растений с приближением тепла. Пройти по участку, отметить какие изменения в растениях.
П\игры. «Кто самый меткий»
Цель: учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё. Развивать глазомер, моторику рук.
Ход игры:
Дети делятся на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты проводится черта, а на расстоянии 3 метров от неё ставится 4-5 оди7наковых мишеней. Дети по одному из каждого звена выходят на линию и бросают мешочек, стараясь попасть в цель. В конце подсчитывается количество очков в каждом звене.
«Кого назвали, тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
Ход игры:
Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.
Чтение художественной литературы. Чтение Е. Пермяк «Первая рыбка»
Д\ игры. «Закончи предложение». Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
Индивидуальная работа с __________________________________-«Прыгни дальше». Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Трудовая деятельность. Размести вениками большие лужи.
Самостоятельная деятельность детей. (Выносные игрушки) Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.
2-я пол. дня
Гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры.
Самостоятельная деятельность детей в игровых центрах. Разрезные картинки, домино, пазлы,
С/р игра «Семья поехала на море»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Беседа. «Море»
Ребята! Этот объект, состоящий из воды, все видели и даже купались в нем.
Отгадайте загадку.
И звездною ночью, и солнечным днем
Лазурные волны гуляют на нем.
И пенистый бьется о берег прибой,
Он камешки точит бессонной волной. (Море. )
Море — часть океана, большое водное пространство.
Пробовали ли вы на вкус морскую воду? Какова она?
Верно! Горько-соленая. Ни пить такую воду, ни пользоваться ею в технических целях нельзя.
В одном литре морской воды содержится 35 г поваренной соли. Именно она придает воде соленый вкус, делает ее непригодной для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.
Давайте подумаем, откуда в морской воде берется соль. С поверхности суши в окружающие ее моря и океаны сбегают сотни больших и малых рек. Они пробегают многие тысячи километров и растворяют соли, содержащиеся в окружающих горных породах, песке, глине, кварце, граните. Растворенные соли реки и приносят в моря и океаны.
Конструктивно - модельная деятельность
Тема. Корабль. Цель: закреплять знания детей о городском наземном транспорте. Задачи: 1. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. 2. Обучать детей действовать в соответствии с устной инструкцией. 3. Развивать творческое воображение, мышление, внимание. Материал: иллюстрации различных видов транспорта; конструктор «Лего».
Индивидуальная работа с ______________________________ - Развивать голосовой аппарат: произносить чистоговорки громко. тихо и шепотом
обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать самоконтроль за речью.
2-я прогулка
Самостоятельная деятельность –игры с выносными игрушками.
Цель: учить самостоятельно решать конфликтные ситуации.
Работа с родителями _______________________________. Рекомендовать родителям повторить с детьми прямой и обратный счет в пределах 20 ти.