Одно и то же может означать очень разные вещи, но в разной же степени
5.1. Общие положения Теория прототипов — подход к проблеме категорий компромиссный между [Givon 1984, 14] платоновским и витгенштей-новским.
Платоновский взгляд состоит в положении о строгой категоризации языка — лексических единиц, морфем, синтаксических конструкций и правил, регулирующих их употребление в коммуникации. В этой "списочной" (checklist) концепции слово либо обозначает данную вещь, либо нет. Категории дискретны и основаны на группировках свойств, внутренне присущих (ингерент-ных) представителям соответствующих категорий. Витгенштейновский взгляд связывают с положением о недискретности, размытости границ, непрерывности и случайности в определении вещей и их именовании. В теории прототипов, трактующей представление о функциональном и когнитивном пространствах естественного языка, как и у позднего Витгенштейна [Wittgenstein 1969], принимается, что категории языка не всегда, а возможно, и редко, определяются в терминах одной или нескольких (во всяком случае, немногих) отличительных особенностей, необходимых и достаточных в качестве критерия именования. Категории в рамках континуума формируются как пересечения некоторого числа "характерных", или "типичных" свойств-признаков, коррелирующих с уместностью именования соответствующих предметов, но эти данные не бывают абсолютными. Континуум категорий обладает двумя различными градациями: — все свойства-признаки имеют некоторый вес (в соответ — все члены категории обладают определенным рангом,
В отличие же от Витгенштейна, сторонники теории прототипов принимают еще постулаты о группировке (clustering) представителей естественных категорий (биологических, когнитивных, поведенческих и др.) внутри пространства категорий, на определенной дистанции от прототипа — т. е. от категориального среднего. Витгенштейновская концепция "семейных сходств" предсказывала бы единообразный разброс всех элементов категории относительно такого пространства: каждый элемент считался бы (хоть и в разной степени) представителем каждой кате- гории. "Платоновский" подход скорее связал бы все элементы каждой категории с одной и той же точкой на непрерывном отрезке категориального пространства: члены одной категории из этого пространства не могли бы являться представителями иной категории из того же пространства. В теории прототипов отказываются от обеих крайностей: имеет место скорее сгущение, группировка предметов вокруг каждого из прототипов, но большинство этих предметов с самим прототипом не совпадают [Givon 1984, 15-16]. Развивалась данная теория одновременно в нескольких дисциплинах до некоторого времени почти независимо друг от друга: в когнитивной психологии, в этнолингвистике, в теоретическом языкознании и в философии. Корни ее лежат в феноменологических философских концепциях — в работах К. Штумпфа, Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Пионерами в разработке этой теории были представители когнитивной психологии. Понимание значения связывается с обращением к экземпляру или прототипу, а не с контрольным списком условий, которым должна удовлетворять языковая форма, чтобы считаться удачно или правдиво употребленной. Этот прототип заложен в человеческой мысли от рождения; он не анализируется, а просто "дан" (презентирован или продемонстрирован), им можно манипулировать [Fillmore 1975, 123].
Например, семантика прототипов определяет значение определенной лексемы, считая сначала, что существуют только типичные случаи, — но затем указывает, что и другие объекты могут быть отнесены к той же категории, хотя они и не обладают всем критериям [Fillmore 1978]. Это позволяет достаточно гибко трактовать случаи подобные следующим [Fillmore 1975, с. 128-129]: сколько лет должно быть неженатому лицу мужского пола, чтобы его можно было назвать холостяком? (Младенец и подросток явно не годятся для такого именования.) Может ли монах называться холостяком? Может ли называться вдовой женщина, убившая своего мужа? Или та, которая выходила замуж несколько раз, но первый муж которой (в отличие от последующих) умер? Если носители языка расходятся во мнениях по подобным вопросам, то следует ли считать их носителями разных языков, диалектов и т. п.? Насколько стабильны такие диалекты? Чтобы
ответить на эти вопросы, понятия "холостяк", "вдова", "диалект" должны определяться относительно некоторого "простого мира", в котором люди обычно женятся или выходят замуж, достигнув определенного возраста, причем либо никогда вторично не женятся и не выходят замуж, либо только овдовев. Этот "прототи-пический мир" значительно проще того, в котором мы живем, но помогает определить все усложнения постепенно, в результате процедуры уточнения, или аппроксимации. Обычная же, "платоническая" семантика "списка значений" (checklist semantics) пыталась бы составить список критериев, "железно" необходимых для того, чтобы правильно именовать объекты [Fillmore 1978, 153]. Иногда [Kleiber 1990, 9] считают необходимым разграничивать терминологически и содержательно три различных концепции, отождествляемые (несправедливо) с теорией прототипов: а) собственно семантику прототипов (главным образом, это психологический и антропологический подходы в духе Э. Рош), б) семантику стереотипов (X. Патнам) и в) концепцию фамильных сходств Л. Витгенштейна. Глубинная мысль теории прототипов,— служащая фундаментом для когнитивизма вообще, — заключается в том, что концептуальные структуры проистекают из нашего телесного опыта и только благодаря ему и обладают смыслом [Kleiber 1990, 12].
В теории прототипов считается, что категории расплывча-ты, не обладают четкими границами, есть градация по параметру "принадлежность к категории" [Craig 1986, 1]. Слово является именованием вещи не абсолютно, а лишь до некоторой степени [Coleman, Kay 1981, 27]. Люди формируют конкретный или абстрактный мысленный образ предметов, принадлежащих некоторой категории. Этот образ называется прототипом, если с его помощью человек воспринимает действительность: член категории, находящийся ближе к этому образу, будет оценен как лучший или более прототипичный экземпляр, чем все остальные. Прототипы — инструменты, с помощью которых человек справляется с бесконечным числом стимулов, поставляемых действительностью [Verschueren 1987, 47-48]. Прототипы могут меняться с течением времени, в частности, в результате метафорического употребления терминов, когда категория приобретает новых представителей. Такие изменения связаны с переопределением набора характерных свойств и относительных рангов [Giv6n 1984, 19]. Именно в этом состоят диахронические изменения лексикона, морфологии и синтаксиса. Различные люди оперируют пространством этих категорий по-разному [Giv6n 1986, 98]. Итак, не только при усвоении языка, при эволюции и при изменениях языка, но и в индивидуальном употреблении человека проявляется гибкость категорий (организованных вокруг прототипов), реализованная в столкновении человека с различными окружениями — личностным, социальным, культурным,, коммуникативным и биологическим, см. об этом также [Телия 1988]. Более подробно о теории прототипов см. [Демьянков 1994]. 5.2. Критика теории прототипов Оппоненты этой теории полагают: 1. Этот подход не годится для описания многих конкрет 2. Понятия вообще вряд ли полностью представимы через
6. "Лингвистика текста", или:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|