Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные права и обязанности




 

Осуществление правового регулирования муниципальной службы действующим законодательством предусмотрено не во всех уровнях публичной власти: федеральном, субъекте Федерации, муниципальном.

Статья 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[20] относит регулирование основ муниципальной службы к полномочиям федеральных органов государственной власти. Принятый в развитие этого положения закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих.

В свою очередь, статьей 5 закона «Об общих принципах …» законодательство о муниципальной службе отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Согласно статьи 8 этого Закона, в Уставе муниципального образования должны быть отражены условия и порядок организации муниципальной службы, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления, правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должности, статус служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, мы можем отметить, что все, связанное с деятельностью муниципальных служащих, как правило, регламентировано нормами права. Кроме того, содержание структурных элементов муниципальной службы как правового института определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти обоих уровней и местного самоуправления[21].

Свой правовой статус муниципальный служащий приобретает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением муниципальной должности. В основе его правового статуса лежат служебные нормы, определяющие права, обязанности, ограничения и гарантии.

Степень регулирования элементов правового статуса на федеральном уровне различна. Закон «Об основах…» содержит широкий перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, чего не скажешь о двух других составных частях - правах и обязанностях, которые должны устанавливаться Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в соответствии с законом «Об основах…», иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации). Нетрудно предположить, что при разработке этих разделов законов большинство субъектов РФ использовали аналогичные нормы Федерального закона «О системе государственной службы РФ»[22].

Муниципальный служащий является наемным работником, состоит в трудовых правоотношениях с руководителем органа местного самоуправления и поэтому на него распространяются основные права и обязанности установленные Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст.2 ТК РФ каждый муниципальный работник имеет право:

- на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

- на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

- на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;

- на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;

- на объединение в профессиональные союзы;

- на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;

- на судебную защиту своих трудовых прав.

Работник обязан:

- добросовестно выполнять трудовые обязанности;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации;

- выполнять установленные нормы труда.

В то же время ТК РФ допускает возможность установления особых условий труда для отдельных категорий работников, что позволяет сформулировать систему нормативных актов о муниципальной службе, затронув и сферу прав и сферу обязанностей муниципальных служащих.

 Особую значимость в структуре правового статуса муниципального служащего занимают его служебные права. В законе «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (ст.12) их перечисление занимает 11 пунктов, согласно которым каждый муниципальный служащий вправе[23]:

а) на письменное оформление содержания и объема должностных полномочий и создание организационно-технических условий для их исполнения;

б) принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

в) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

г) посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий организации, независимо от форм собственности;

д) вносить в любые инстанции предложения по совершенствованию муниципальной службы;

е) на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и стажа работы;

ж) повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

з) знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщать к личному делу свои объяснения;

и) требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, касающихся прохождения им муниципальной службы;

к) обращаться в вышестоящие органы, суд для решения споров, свя­занных с муниципальной службой;

л) объединяться в профессиональные союзы.

Нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливаться иные, дополнительные права муниципального служащего, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и республиканскому законодательству.

Обязанности, возлагаемые на муниципальных служащих, можно разделить на 3 группы, классифицировав их в зависимости от уровня правового регулирования и функциональной наполняемости. При этом, по содержанию обязанности, входящие в первую и вторую группу, мы определяем как обязанности существенные, неотъемлемые от статуса муниципального служащего, а входящие в третью – как факультативные, выполнение которых обусловлено наступлением конкретных обстоятельств.

Первая группа - общие обязанности. Они установлены законом «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (ст.13). В соответствии с ними каждый муниципальный служащий вне зависимости от занимаемой должности
должен[24]:

а) добросовестно осуществлять свои функции в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, нормативными правовыми актами муниципальных образований;

б) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, а также унижающих человеческое достоинство;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

г) своевременно, в пределах своих должностных полномочий, рас­сматривать обращения граждан и организаций в органы местного самоуправления в соответствии с поручением руководителя или иного уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления и разрешать их в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования;

д) хранить государственную и иную, охраняемую законом, тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

е) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

ж) соблюдать нормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий, затрудняющих работу органов местного самоуправления, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы.

Кроме того, на муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение должностных обязанностей по другой муниципальной должности муниципальной службы на срок не более 3-месяцев с оплатой по соглашению между руководителем органа местного самоуправления и муниципальным служащим.

Выделяемая нами вторая группа существенных обязанностей муниципальных служащих носит уже не общий, а персонифицированный характер и может быть определена как профессиональные (должностные) обязанности. По сути, речь идет о конкретизации обязанностей первой группы, формирующей очертания той или иной муниципальной должности. Они фиксируются в должностных инструкциях и утверждаются распоряжением (приказом) руководителя органа (подразделения органа) местного самоуправления.

 Качество выполнения муниципальным служащим этой группы обязанностей является предметом обсуждения при проведении аттестации и при сдаче квалификационного экзамена на присвоение очередного квалификационного разряда.

Третья (факультативная) группа – специальные обязанности. Они могут быть востребованы на основании постановления (распоряжения) руководителя органа местного самоуправления при необходимости организации внутриструктурного и межструктурного взаимодействия. Мы говорим о ситуациях, когда на должностное лицо органа местного самоуправления может быть на определенное время возложена обязанность координации работы других структурных подразделений и служащих, решающих разноплановые задачи для достижения общего результата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...