Ограничения, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципальных служащих
Наличие прав и обязанностей обуславливает установление различных общих и особенных ограничений в профессиональной деятельности муниципального служащего. В соответствии с республиканским законом «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (ст.15) муниципальный служащий не вправе[25]: а) занимать другую должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении коммерческой организацией входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами; в) быть представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на службе, либо ему непосредственно подчиненном и подконтрольном; г) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое муниципальное имущество и служебную информацию; д) получать в связи с исполнением должностных полномочий денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения от юридических лиц и граждан; е) выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также Удмуртской Республике или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Российской Федерации, г. Ижевск, а также органами местного самоуправления и соответствующими органами иностранных государств;
ж) принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование органов местного самоуправления; з) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, движений, общественных объединений, в том числе религиозных объединений, для пропаганды отношения к ним. В органах местного самоуправления не могут образовываться структуры политических партий, общественных и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов; и) использовать после прекращения муниципальной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную, охраняемую законами тайну. В случае нарушения муниципальным служащим первых двух требований, он, по предписанию руководителя органа местного самоуправления, обязан в течение одного месяца сделать выбор в пользу муниципальной службы или иной деятельности, если иное не установлено федеральным или республиканским законодательством. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и республиканскими законами. Законы субъектов Федерации (в том числе и Удмуртской Республике) констатируют факт необходимости реализации этого правила не отвечая на вопрос о том, как это осуществить практически. Введенный ч.4 ст.209 Гражданского Кодекса Российской Федерации институт доверительного управления позволяет собственнику, в том числе и муниципальному служащему, передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. В связи с ограничениями по службе, установленными ст.11 Федерального закона «Об основах…», это право трансформируется
Безусловно, концепция договора доверительного управления для муниципальных (и государственных служащих) должна быть разработана на федеральном уровне. Можно предположить, что это будет лицензируемый вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами в виде финансово-кредитных учреждений. Скудость бюджетов подавляющего числа муниципальных образований, снижающийся удельный вес собственных доходов в структуре местного бюджета, необходимость финансирования защищенных статей – все это говорит в пользу того, что органы местного самоуправления не должны необдуманно идти на дополнительные обременения в виде гарантий муниципального образования конкретному чиновнику, тем более, что, согласно общим положениям «под доверительным управлением имуществом понимается самостоятельная деятельность управляющего по наиболее эффективному осуществлению от своего имени правомочий собственника и (или) иных прав другого лица (учредителя управления) в интересах последнего или указанного им лица (выгодоприобретателя)». Самостоятельная деятельность управляющего от своего имени под гарантию муниципального образования (читай: жителей муниципального образования) в обязательном порядке должна предусматривать механизм согласования действий управляющего и муниципалитета. В структуре ответственности муниципального служащего республиканским законом «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» предусматривается ответственность муниципального служащего за совершение противоправных действий при осуществлении муниципальной службы. Ответственность выражается в применении к муниципальному служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными. Выделяют следующие виды: дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Федеральный закон «Об основах…» (ст. 24) упоминает только дисциплинарную ответственность.
Дисциплинарные взыскания могут налагаться за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение должностных полномочий, несоблюдение установленных законом ограничений, связанных с муниципальной службой[27]. Виды общей дисциплинарной ответственности изложены в статье 135 ТК РФ и предусматривают 4 вида взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законом Удмуртской Республики «О муниципальной службе…» к упомянутым 4 видам дисциплинарных взысканий добавлен еще один – предупреждение о неполном служебном соответствии. Основанием для такого решения послужило содержание, во-первых, ч.2 ст.135 ТК Российской Федерации, согласно которой «законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников другие дисциплинарные взыскания», а во-вторых, Положение о дисциплинарной ответственности Глав администраций, утвержденного Указом Президента от 07.08.1992г.. Дисциплинарное взыскание налагается руководителем соответствующего органа местного самоуправления не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (в этот срок не засчитывается время болезни муниципального служащего или пребывания его в отпуске). Дисциплинарное взыскание объявляется в распоряжении руководителя, наложившего взыскание, и сообщается муниципальному служащему под расписку. В необходимых случаях данное распоряжение доводится до сведения персонала органа местного самоуправления, в котором работает привлекаемый к ответственности. Дисциплинарные взыскания, как и прочие меры дисциплинарного воздействия, в трудовые книжки не записываются, за исключением случаев увольнения с муниципальной службы за нарушения дисциплины.
Снимается дисциплинарное взыскание автоматически, если в течение года со дня его применения муниципальный служащий не будет подвергнут новому. Взыскание может быть снято и до истечения года, если служащий не допустит еще одного нарушения дисциплины и проявит себя как добросовестный служащий. Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, по распоряжению руководителя органа местного самоуправления может быть временно (но не более, чем на 1 месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Муниципальный служащий, в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения, обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит данное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель[28]. Другим видом юридической ответственности муниципального служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам, наравне с остальными гражданами Российской Федерации, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами. К уголовной ответственности муниципальные служащие привлекаются на общих со всеми гражданами Российской Федерации основаниях, поскольку они, в отличие от депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, не обладают неприкосновенностью на территории муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|