Специфические законы организации
Рассмотренные выше законы относятся к универсальным законам, действие которых распространяется на социальную, биологическую и частично – техническую системы. К этой группе относятся основополагающие (законы синергии, самосохранения и развития) и фоновые (композиции и пропорциональности, информированности и упорядоченности, единства анализа и синтеза) законы. Существуют еще и специфические законы, которые объединяют ряд законов, касающихся только социальных организаций (рис. 3.4). Специфические законы отражают: - неразрывную связь всех звеньев организации; - пропорциональность производства и управления; - переход от администрирования к стратегическому планированию; - упреждающее управление; - воздействие технологических новаций на развитие социально-экономических организационных систем; - требования экономии времени и интеллектуального ресурса персонала организации.
Рис. 3.4. Типология объективных законов организации
Специфические законы способствуют установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы. Они являются составной частью теории организации и определяют правила организации управленческого труда, в числе которых: - планирование (стратегическое, тактическое, оперативное); - координация деятельности всех звеньев организации; - стабильность и регламентация трудового процесса; - гибкость построения системы управления; - адаптация работников к информационной среде управления; - кооперация управленческого труда; - горизонтальная интеграция процессов управления. Их формулировка и конкретная реализация во многом зависят от специфики организации и от целей, стоящих перед ней.
Специфическими являются законы, отражающие принципы организации управленческого труда: закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления. Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности. Закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике. Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился. Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии. Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.
Принципы организации
Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффективности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эффективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный (на данный момент времени) закон и подчинить ему все другие законы и принципы организации управленческого труда, обеспечивающие достижение глобальной цели организации.
Принцип структуры. Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма – с основой конструкции, которая связывает воедино функционирующие отдельные части тела. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. Иными словами, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания. Принцип иерархии. С понятием структуры организации тесно связано понятие об Иерархическая структура имеет важное значение для общей теории систем. Почти каждая система в природе и обществе имеет Принцип иерархической структуры, один из основных принципов теории организации, является также главным принципом общей теории систем.
3) Принцип административной (формальной) власти. Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти; при этом начальник имеет право отдавать кому-то приказания, а подчиненный обязан повиноваться приказу. Власть – это способность заставить подчиненных исполнять свои решения. Основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации. Природа административной власти существенно отличается от природы власти вождя, которая основана на его личных качествах и таланте. Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет – это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован).Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели человеческих отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|