Системный подход и системная концепция
Теория систем впервые была использована в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 30-х годов XX века явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо сначала определить, что такое система. Система представляет собой некоторую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Основу системы составляет элемент – объект, не поддающийся дальнейшему делению на данном уровне исследования. С позиции теории систем выделяются следующие системные уровни: 1-й – уровень статической структуры; 2-й – уровень простой динамической системы с предопределенным обязательным движением; 3-й – уровень термостата, управляемые кибернетические системы, для которых характерна передача и обмен информацией; 4-й – уровень клетки, открытая система, самосохраняющаяся структура; 5-й – уровень растений (живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию); 6-й – уровень животных (живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию); 7-й – человеческий уровень (самосознание, мышление, нетривиальное поведение); 8-й – уровень социальной организации; 9-й – уровень общественного развития; 10-й – трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания). Каждый последующий системный уровень является более сложным для изучения, требующим применения новых методических подходов и способов оценки. В теории организации рассматривается уровень социальной организации, соответственно с позиции теории систем речь пойдет о социальных системах.
Социальная система – это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. Именно интегративные качества являются отличительным признаком социальных системных объектов от несистемных. Особенностями любой системы является наличие системных принципов,а именно: - целостность (свойство системы есть сумма свойств элементов, свойства элемента зависят от его места в системе); - структурность (система состоит из подсистем разного уровня, каждая система имеет свою структуру); - иерархичность (каждый элемент системы можно рассматривать как систему более низкого уровня); - множественность описания системы (каждая модель системы отражает лишь один ее аспект в силу системной сложности). Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в отдельности в образующих элементах, – эффект целостности или эмерджентность, ради которой и создаются системы. Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы.Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.
Для социальных систем можно выделить такие системообразующие факторы, как: - общая цель для совокупности компонентов; - подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели; - выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей; - отношения субординации и координации между компонентами системы; - наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Социальные системы можно считать тектологическими. Тектологический механизм их жизнедеятельности представляет собой образование системного комплекса, т.е. соединение совокупности элементов в определенной упорядоченности. Внутри этой системы имеют место процессы регулирования взаимодействия составляющих ее элементов, направленные на развитие данного комплекса и его лучшую адаптацию к окружающей среде. Усложнение системы может иметь две основные количественные характеристики – либо возрастание суммы ее элементов, либо уменьшение их числа. Целесообразность и того и другого оценивается с точки зрения обеспечения развития и наилучшей адаптированности системы. Необходимо также отметить связь социальных систем с другими типами систем, и в первую очередь с биологическими. Эта связь обусловлена биосоциальной природой важнейшего компонента социальных систем – человека. Биологические качества человека изменяются несравнимо медленнее, нежели социальные. Биологические свойства лишь предпосылка для становления человека, формирования его общественных качеств, способностей. Личность прежде всего характеризуется не биологическими, а социальными качествами. Она выполняет определенные социальные функции, однако привносит в это свои индивидуальные черты – характер, волю, интересы, потребности, интеллект, знания, сознание, ценностную ориентацию. Это означает, что непременными компонентами личности являются и ее психологические качества, что необходимо учитывать менеджерам, осуществляющим управленческие функции. Управление на основе системного подхода включает три этапа: 1) Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.
2) Осуществление необходимых исследований (системный анализ). 3) Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов. Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач. Таким образом, в центре системных исследований находятся интегрированные организационные объекты, состоящие из различных элементов, их взаимодействие, установление форм соподчинения различных систем и подсистем. Системный подход в совокупности с диалектикой оперирует всеми этими понятиями, как находящимися в постоянном прогрессивном и регрессивном развитии. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачи увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады в школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Классификация систем
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система может приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Для закрытых систем характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позиции. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются таковыми. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить все ситуации, поскольку в них предполагалось, по крайней мере, неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении. Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы — это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом. В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить основные уровни социальных систем: - первый – самый широкий и сложный – это все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и т.д.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система;
- второй уровень социальных систем – это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); - третий уровень социальных систем – это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и т.д.); - четвертый уровень социальных систем – это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность – непосредственные контакты каждого с каждым. Важнейшим компонентом социальных систем является человек – существо, прежде всего, общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми разнообразными отношениями и формами взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Вторая группа компонентов социальной системы – процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Третья группа компонентов социальной системы – вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности). Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу – это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов. Существуют и другие подходы к классификации систем. Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей (например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение). Естественные системы создаются природой или обществом, например: система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики. Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом (например, система обучения студентов в институте, система регистрации товариществ и обществ). Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации происходят помимо нашей воли (форс-мажор), другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи – из-за сложности задания или новизны информации (например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку). Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии управления и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия. Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям и в этой связи – слабую устойчивость (например, система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, новые организации, ребенок в семье). Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Отсутствие хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления – главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.
Организация как система
Для менеджмента особый интерес представляют социальные системы – неравновесные системы, которым свойственны неопределенность флуктуации (случайных отклонений) и бифуркации (разделений, разветвлений). Поэтому предсказание поведения социальной системы носит вероятностный характер. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальными компонентами), наряду с техникой, которая используется для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы. В организации происходят объективные (естественные – по экономическим, управленческим и организационным законам) и субъективные (искусственные – по воле человека или общества) процессы. К объективным относятся процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, процессы, связанные с законами организации, например, синергии, самосохранения, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления. Управление рассматривается как особая система, включающая в себя: - субъект и объект управления; - собственно процесс управления; - обратную связь между объектом и субъектом. Система управления организацией включает ряд подсистем: функциональные и целевые подсистемы, подсистемы линейного руководства и обеспечения управления (рис. 4.1). Подсистема – это механизм реализации и функционирования в системе управления, обеспечивающий выполнение всех функций современного менеджмента.
Рис. 4.1. Совокупность элементов в системе управления
Подсистема линейного руководства обеспечивает управление производством на основе реализации принципов единоначалия управления и координации работ. Принцип единоначалия предполагает подчинение работников одному руководителю. Принцип координации означает направленность усилий всех работников на достижение общих целей организации. Единоначалие и координация гарантируют взаимосвязанность целей всех членов организации, где основным фактором является человек. Подсистема линейного руководства обеспечивает управление на каждом уровне пирамиды аппарата управления. Таким образом, данная подсистема осуществляет координацию работ всех остальных подсистем. Функциональная подсистема обеспечивает выполнение конкретных функций управления для достижения всех остальных целей системы. Функциональная подсистема характеризуется специализацией управленческой деятельности, она определяется целью управления, составом специализированных функций, задачами управления по каждой функции. Это означает, что, выполняя функцию управления, менеджер должен определять задачи и цели этой функции. Успех руководства будет зависеть от координации целей и задач. Целевая подсистема осуществляет комплексность управления, а также достижение основных целей системы путем интеграции и координации выполнения общих и конкретных программно-целевых функций. Подсистема обеспечения управления необходима для своевременности процесса принятия управленческих решений при функционировании всех подсистем. Основной принцип процесса принятия управленческих решений заключается в координации деятельности всех подсистем организации. Таким образом, подсистемами управления выполняется полный управленческий цикл по всем фазам жизнедеятельности организации, включающий: прогнозирование, планирование, организацию, координацию, регулирование, активизацию, стимулирование, контроль, учет, анализ. Процесс управления в организации также следует рассматривать с точки зрения системного подхода (рис. 4.2). Однако теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только подтверждает, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления, как и то, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем. Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций; к экономическим – материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагнос-тике состояния организации.
Рис. 4.2. Процесс управления с точки зрения открытой системы
Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с этим управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума. Гомеостат – модель живого организма, имитирующая его способность поддерживать некоторые величины в физиологически допустимых пределах, т.е. приспосабливаться к условиям окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|