Характеристика организационных отношений
Организационные отношения между персоналом организации могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным – колесо-, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная (рис. 5.3, 5.4). Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной организации может существовать несколько типов отношений.
Рис. 5.3. Схемы организационных отношений: а – линейная схема (нет обратной связи); б – кольцевая схема; в – схема «колесо»; г – схема «звезда» Линейная схема рекомендуется для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также при большой заинтересованности подчиненных в успешной работе. В схеме делегируются линейные и функциональные связи. Кольцевая схема представляет собой замкнутую на руководителя линейную схему. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильными продукцией и рынком. Для кольцевой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников, а административные остаются у руководителя. Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены также в виде различного сочетания базовых схем, представленных как «колесо» и «звезда». Колесообразная схема эффективна в небольших организациях или подразделениях, в которых требуется постоянная корректировка производства продукции. Это обусловлено неустойчивой номенклатурой выпуска, изменениями спроса на продукцию. Схема сочетает самостоятельность действий работников и профессионализм руководителя.
Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждого составляющего подразделения. Между объектами управления нет внутренних связей. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функциональные связи. Иерархическая схема используется для больших организаций с явно выраженным разделением труда (рис. 5.4, а). Штабная схема применяется при консультационном характере работы основных специалистов и предусматривает создание групп специалистов (функциональных штабов) при руководителе в форме отделов или групп (рис. 5.4, б). Эти подразделения в пределах своей компетенции разрабатывают проекты решений и передают их руководителю. Последний по представленным проектам принимает окончательные решения и доводит их до соответствующих подразделений. Штабная схема позволяет при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по важнейшим задачам подразделений организации. Матричная схема рекомендуется для производства, в котором есть возможность реализовать разделение труда, а также для сложного, наукоемкого производства товаров, информации, услуг и знаний
Рис. 5.4. Типовые схемы отношений в организации: а – иерархическая схема; б – штабная схема; в – матричная схема В качестве ключевого элемента любой системы выступает информация. Разрабатываются компьютерные технологии обработки информации для представления ее руководителям и специалистам компании. Эти технологии имитируют процесс человеческого мышления. Поэтому работа в среде информационных технологий часто отождествляется с работой в коллективе людей. Человек, работая с компьютером, может хвалить или бранить его и даже в результате «конфликтов» с компьютером получить инфаркт, то есть человек стал работать в системе, получившей название «человеко-машинная система». С учетом ее специфики появилась и необходимость правильно организовать работу в системе «человек – компьютер – информация». Всю информацию, циркулирующую в компании, следует разделить на два типа: машинную и социальную.
Машинная информация – сухой набор цифр минимального объема – должна функционировать только между техническими средствами. Социальная информация должна представлять собой эмоциональный, мультимедийный набор данных, понятных человеку. Таким образом, в системе человеко-машинных коммуникаций социальная информация должна функционировать в системе «человек – человек, человек – компьютер», а машинная – только в системе «компьютер – компьютер». Программное, математическое, информационное и сервисное обеспечение компьютера гарантирует его функционирование на уровне одушевленного существа. Для этого пакеты прикладных программ строятся исходя из организационных, социальных, психологических аспектов взаимодействия людей. Так, в начале работы на экран дисплея может выплывать текст с приветствиями, поздравлениями, анекдотами, напоминаниями и т. д. Общение человека с компьютером совершенствует людей, делает их более решительными, уверенными. Использование компьютеров и современных информационных технологий дома и на рабочих местах создает не просто новые условия труда – оно формирует новую среду обитания, новый тип отношений человека с миром. Социальная информация должна поддерживать не только высокий профессиональный и эмоциональный уровень диалога, но и стремление человека к совместной творческой деятельности. Машинная информация обрабатывается в автоматическом режиме без участия человека. В укрупненном виде структура социальной информации в компьютере включает следующие составляющие: профессиональную, бытовую, диалоговую и функциональную разгрузку. Анализ информационного обеспечения многочисленных интегрированных информационных систем управления производством показывает, что в состав социальной информации включается только профессиональная информация и набор случайных компьютерных игр, чаще всего картежных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|