Перспективы социально-экономического развития нашей страны неразрывно связаны с тенденцией роста уровня общего образования, что проявляется в изменении содержания и технологий образования, внедрении в учебный процесс дифференцированного подхода к обучению. Эти инновационные процессы отражают одно из важнейших направлений оптимизации учебного процесса – его вариативность. Интегрированность образовательных программ обеспечивает целостность научного знания в изучаемом курсе. Обучение базируется на принципиально новой, личностно-ориентированной модели образования, качественно новых типах образовательных учреждений, позволяющих учащимся сделать выбор в зависимости от их интересов. Культурологические и гуманистические установки и ориентиры, принятые на всех основных ступенях российского образования, определяют соответствующие цели, отбор и систематизацию учебного материала, требуют корректировки процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки и реализации нового содержания подготовки будущих учителей. В решении этой задачи особое место принадлежит совершенствованию профессионально-методической подготовки студентов педагогического вуза. Поэтому в учебный план подготовки учителя биологии включен курс «Теория и методика обучения биологии». Студенты-биологи педагогического университета должны быть знакомы с научно-теоретическими и практическими достижениями методики обучения биологии, способствующей развитию профессиональных качеств учителя. Все это отражено в теоретическом курсе указанной дисциплины.
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
Очная форма обучения
| ОЗО
|
1.
| Методика обучения биологии как наука и учебный предмет
| 1. Ознакомьтесь с содержанием Государственного образовательного стандарта подготовки специалиста «Учитель биологии». 2. Ознакомьтесь с содержанием и основными положениями профессиограммы учителя биологии. Запишите основные положения в тетрадь
|
|
|
2.
| Краткая история становления и развития методики обучения биологии
| 1. Ознакомьтесь с содержанием программы методики обучения биологии как учебной дисциплины в педвузе. 2. Ознакомьтесь с концепцией естественнонаучного и биологического образования в 12-летней школе (журнал «Биология в школе», 2000. С. 146-178). 3. Ознакомьтесь с литературой по истории методики биологии, имеющейся в вузовской библиотеке. Составьте библиографию. 4. Проанализируйте содержание журналов «Биология в школе» за последний год и укажите, какие современные проблемы в них отражены
|
|
|
3.
| Современные проблемы методики обучения биологии
| 1. Проанализируйте цели и задачи действующих вузовских программ по методике обучения биологии. 2. Охарактеризуйте развивающие возможности программы по методике обучения биологии в подготовке студентов.3. Проанализируйте цели методики обучения биологии и установите их связь с целями и задачами школы. 4. Охарактеризуйте взаимосвязь методики обучения биологии с другими науками.
|
|
|
Продолжение таблицы
|
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
Очная форма обучения
| ОЗО
|
3.
| Современные проблемы методики обучения биологии
| 5. Проанализируйте систему принципов в методике обучения биологии и укажите среди них специфические методико- биологические. 6. Раскройте взаимосвязи специфических методико-биологических принципов организации процесса обучения
|
|
|
4.
| Содержание предмета «Биология» в средней школе
| 1. Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в школе от 80-х годов XX в. до настоящего времени. 2. Сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей средней школ. Охарактеризуйте их основные отличия. 3. Ознакомьтесь с двумя разными авторскими программами по биологии. Охарактеризуйте основные компоненты их содержания. 4. Ознакомьтесь с содержанием одной из авторских программ по биологии. Проверьте ее соответствие обязательному минимуму. Какие рекомендации вы дадите учителю, который работает по этой авторской программе?
|
|
|
5.
| Развитие биологических понятий в школьном предмете
| 1. Проследите по действующим программам и учебникам развитие таких понятий, как «организм», «биосистема», «биологическое разнообразие», «дыхание». 2. Отберите наглядность и дидактический материал для формирования одного из предложенных понятий. 3. Смоделируйте перспективные и ретроспективные линии развития понятия «обменвеществ»в курсе «Человек и его здоровье». 4. Смоделируйте систему физиологических понятий и ее развитие в курсе биологии 6 класса
|
|
|
Продолжение таблицы
|
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
| Очная форма обучения
| ОЗО
|
6.
| Деятельность в содержании биологического образования
| 1. Проанализируйте состав умений и навыков, представленных в школьной программе по биологии.
2. Сравните состав умений, обозначенных в школьной программе по биологии для основной общеобразовательной школы (6 – 9кл.) и полной общеобразовательной школы (10 – 11кл.). Укажите, в чем проявляются сходство и различие составов умений в этих программах. 3. Поясните выражение: «Обучение ведет за собой развитие». 4. Смоделируйтеэтапы формирования общего умения сравнивать в процессе изучения раздела «Животные». 5. Охарактеризуйте процесс развития практических умений и навыков при изучении курса общей биологии
|
|
|
7.
| Воспитание в процессе обучения биологии
| 1. Охарактеризуйте взаимосвязи эстетического, этического и экологического воспитания на примере обучения зоологии. 2. На материале темы «Кровь и кровообращение» в курсе «Человек и его здоровье» покажите возможности осуществления гражданского воспитания. 3. Ознакомьтесь с программой школьного предмета «Биология» и охарактеризуйте систему элементов воспитания, которая задана в программе, отметьте развитие воспитания при освоении курса биологии с 6 по 9 класс
|
|
|
8.
| Методы обучения биологии
| 1. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для учителя к уроку биологии 6 класса. Найдите рекомендации к уроку «Строение почек у растения» (или к другому уроку по вашему выбору). Какие методы предлагаются учителю для этого урока? Можно ли выделить ведущий метод данного урока?
|
|
|
Продолжение таблицы
|
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
Очная форма обучения
| ОЗО
|
8.
| Методы обучения биологии
| Какие бы методы на этом уроке использовали вы? 2. Из курса «Человек и его здоровье» ознакомьтесь с содержанием параграфа об иммунитете. Какие виды методов вы выберете для проведения урока по этой теме? Какими средствами вы обеспечите активность познавательной деятельности школьников на уроке?
| |
|
9.
| Средства обучения биологии
| 1. Составьте перечень наглядных пособий к уроку в 6 классе по теме «Дыхание растений и обмен веществ» и перечень наглядных пособий к уроку биологии в 9 классе по теме «Обмен веществ и обеспечение клеток энергией» в виде таблицы. 2. Сравните составленные вами перечни наглядных пособий. Охарактеризуйте особенности тех и других наглядных пособий, применяемых фактически при изучении одного и того же вопроса. 3. Разработайте фрагмент конспекта урока «Цветок и его строение» с применением живого объекта и рисунка строения цветка
|
|
|
10.
| Формы организации обучения биологии в средней школе
| 1. Разработайте тематический план одной из тем по курсу зоологии с учетом принципов краеведения, сезонности и системности.2. Составьте план урока по теме «Многообразие и значение грибов». Учтите при этом направленность школы на экологическое и гуманистическое воспитание. 3. Определите тему экскурсии, составьте ее план,маршрут по уголку живой природы.. Подготовьте задания для самостоятельной работы учащихся во время экскурсии.
|
|
|
Продолжение таблицы
|
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
Очная форма обучения
| ОЗО
|
10.
| Формы организации обучения биологии в средней школе
| 4. Проанализируйте характер вопросов и заданий учащимся в ходе изучения темы «Бактерии» (6 класс) по учебникам разных авторов (В.И. Сивоглазова, И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника и Д.И. Трайтака). Предложите ваши варианты внеурочных и домашних заданий учащимся. 5. Разработайте внеурочные задания учащимся 8-го класса по разделу «Человек и его здоровье», урок по теме «Система органов дыхания». 6. Смоделируйте план проведения внеклассного занятия на тему «Редкие и исчезающие виды животных Пермского края»
|
|
|
11.
| Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения биологии
| 1. Сопоставьте требования к уровню подготовки выпускников основной школы с контролем знаний и умений и определите, в каких видах контроля вы будете их использовать. 2. Изучите требования к уровню подготовки выпускников основной школы и выпускников полной средней школы и на основании их анализа определите, какие виды достижений контролируются – знания или умения, или ценностные отношения
|
|
|
12.
| Материальная база обучения биологии
| 1. Изучите материальную базу конкретной школы. Оцените ее состояние. Дайте рекомендации по ее совершенствованию. 2. Составьте инструкцию для учащихся по уходу за растениями: хлорофитум, зефирантус, пеларгония, фуксия, нефролепис.3. Составьте список семян для полевого отдела учебно-опытного участка с учетом того, что там выращиваются растения, изучаемые на уроках биологии
|
|
|
Продолжение таблицы
|
№
п/п
| Тема
| Самостоятельная работа
| Кол-во часов
|
Очная форма обучения
| ОЗО
|
| Аудиовизуальные технологии при обучении биологии
| 1. Охарактеризуйте интерактивные технологии обучения, дидактические принципы построения, типологию аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий и методику их использования.
2. Ознакомьтесь с банком аудио-, видео - и компьютерных учебных материалов кабинета методики обучения биологии, составьте их перечень
|
|
|
14.
| Информационно- коммуника-ционные технологии обучения (ИКТ) на уроках биологии
| 1. Изучите методические аспекты использования ИКТ в школе. 2. В период прохождения педагогической практики определите: - как используются ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся; - как влияют ИКТ на активизацию познавательной деятельности школьников
|
|
|
Итого:
|
|
|