Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации будущему учителю биологии




Без знания окружающей живой природы трудно формировать у школьников понятия о взаимодействии организмов с окружающей средой, о влиянии экологических факторов на растения и животных, о природных сообществах и многие другие понятия, изучаемые в школьном курсе биологии, реализовывать воспитательные функции биологического образования. Именно поэтому перед школьным биологическом образовании всегда стояла задача изучения местных видов растений и животных, наиболее типичных и интересных в биологическом и хозяйственном отношении.

Эта задача сначала решалась в рамках биологического краеведения. При этом местный материал не являлся обязательным и учитель сам решал, включать или не включать его в содержание биологического образования. Отбор местного материала и его использование в процессе обучения биологии осуществлялись учителем самостоятельно, и насколько грамотно он это делал, зависело от его профессионализма. Предлагаемый учащимся краеведческий материал ограничивался в основном разделами «Растения» и «Животные» школьного курса биологии. В период стандартизации включение регионального материала в содержание биологического образования становится обязательным, его отбор и реализация приобретают научно и методически обоснованный характер. Расширяется объем предлагаемого учащимся краеведческого (регионального) материала, увеличиваются глубина его изучения, значимость для личностного развития учащихся. Происходит постепенный переход от эпизодического включения учебного материала о родном крае в содержание курса биологии к систематическому и комплексному его изучению, и не только в пределах ближайшего природного окружения (что нами обозначается как «родной край»), но и в территориальных пределах разного масштаба, обозначаемых понятием «регион». Региональное содержание изучается не только в разделах «Растения», «Животные», но и включается в разделы «Человек» и «Общая биология». Региональный компонент интегрируется в содержание федерального курса биологии, входит в состав междисциплинарных курсов, изучается в виде самостоятельных модулей и курсов, наиболее известными из которых являются «Экология региона, «Биологическое краеведение». Региональное содержание направлено не только на реализацию специфических региональных целей, но и на реализацию целей общего образования в целом. Многие проблемы школьного образования благодаря введению регионального компонента, решаются более успешно. Кратко охарактеризуем наиболее значимые среди них. Проблема повышения качества биологического образования. Включение регионального содержания в учебный процесс позволяет вызвать интерес к изучению биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся и на этой основе успешно формировать биологические понятия на примерах более близких учащимся по природному окружению, развивать умения, навыки, способы деятельности как общеучебные, так и предметные. Кроме того, РК связан с поисками конкретных форм, методов, технологий, средств его внедрения, что позволяет усилить инновационную направленность учебного процесса и модернизировать его. Это, в свою очередь, положительно отражается на росте профессионализма педагога. Проблема реализации культурологической функции образования. РК позволяет усилить культурологическую функцию образования. В условиях многонационального общества изучение культурного (в широком смысле слова) наследия народов, проживающих на территории России, имеет большое значение для этнической самоидентификации личности, воспитания патриотизма, толерантного отношения к разным культурам и народам. В части биологического образования речь идет об изучении форм взаимоотношений этнических общностей с окружающей средой, связанных с материальным и духовным освоением этой среды и использованием ее ресурсов. Проблема социализации личности. Социализация личности происходит в конкретных условиях природного и социального окружения. РК биологического образования имеет большие возможности формирования экологической культуры учащегося как одного из факторов социализации через познание природы, через изучение отношения к природе разных этносов, проживающих на территории региона; через практическую деятельность по охране окружающей среды и пропаганде экологических знаний и т.д.; через отношение к людям, не соблюдающим нравственные нормы и правила по отношению к живой природе и отдельным ее представителям. Проблема сохранения и укрепления здоровья. Сохранение и укрепление здоровья, безопасность жизнедеятельности невозможны без знания факторов, влияющих на человека, способов сохранения и укрепления здоровья в конкретных условиях природной и социальной среды, возможностей практического использования в обычных и экстремальных условиях представителей местной флоры и фауны, а также угроз, которые могут от них исходить. Проблема формирования положительного образа региона. Формирование положительного образа региона – одна из специфических региональных целей. Особенно важно формировать этот образ в территориях с малочисленным коренным населением и значительной миграцией «пришлого населения». Такой территорией является Пермский край. Этот образ формируется региональным содержанием географии, литературы, истории и других учебных предметов. Составной частью этого образа является и эколого-биологический образ региона, который формируется через включение опыта эмоционально-ценностного отношения к природе края, района, конкретной местности проживания.

Модель регионального содержания общего биологического содержания. Она включает цели, задачи, принципы и подходы к отбору содержания биологического образования и его реализации, основные элементы содержания, организационные формы и технологии обучения, варианты включения регионального содержания в учебный процесс, уровни изучения, оценку учебных достижений учащихся и условия, необходимые для его реализации.

Рассмотрим некоторые компоненты этой модели. Разработка регионального содержания должна опираться на определенную систему отбора. В представленной модели она состоит из совокупности принципов и подходов к отбору содержания. Среди принципов, лежащих в основе отбора, выделим общие (принцип соответствия содержания общего среднего образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования потребностям общества; принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования), методологические (системность, динамичность, причинность, историзм), общепедагогические (научность, доступность, систематичность, преемственность, практическая направленность, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных особенностей, социализация личности) и специальные (взаимосвязь содержания инвариантного и вариативного, типичность регионального содержания, специфичность регионального содержания, сочетание регионального и субрегионального материала, дополнительность, минимальное введение новых понятий, краеведческий). К подходам, влияющим на отбор регионального содержания и его реализацию и отражающим современные тенденции развития российского образования, относится деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, аксиологический, гуманитарный, этноэкологический подходы.

Понимание сущности некоторых из этих принципов и подходов и характера регионального материала, который отбирается на их основе, представлено в таблицах 2 и 3.Региональное содержание биологического образования на основной ступени образования обеспечивается как его интеграцией с инвариантным содержанием школьных учебников, так и изучением региональных курсов «Растения, грибы, лишайники Пермского края» (6 класс), «Животные Пермского края» (7 класс), «Народы Прикамья» (8 класс). На их изучение в региональном базисном учебном плане выделяется по 0,5 часа в неделю, или 17 часов в год. В 9-ом классе региональный компонент изучается за счет часов федерального компонента в виде отдельного модуля объемом 10 часов. Таким образом, на изучение регионального содержания биологического образования в основной школе специально отводится 61 час. В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Современному человеку необходимы социальная и профессиональная мобильность, инновационная активность, коммуникативная «раскрепощенность», толерантность. На подготовку такого человека и направлены федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС).

Основным документом образовательного учреждения в соответствии с новым пониманием стандартов является основная образовательная программа. Она содержит обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса. В вариативную часть учебного плана могут быть включены биологические курсы региональной направленности.

В состав ООП входят рабочие программы учебных предметов, в том числе и по биологии, разрабатываемые учителем на основе примерной учебной программы. В качестве рабочих программ используются также авторские программы, предлагаемые на федеральном уровне, в которые учитель может внести коррективы. В примерной учебной программе по биологии на ступени основного общего образования на освоение обязательной части программы отводится 180 часов из 245, предусмотренных для изучения биологии. Оставшиеся 65 часов авторы рабочих программ могут использовать или для увеличения времени на изучение тем, на которые разделена примерная программа, или для введения дополнительного содержания. Этим дополнительным содержанием и может стать региональное содержание в виде отдельного модуля. В этом случае проблема введения регионального содержания будет решена даже при отсутствии «свободных» часов в вариативной части учебного плана.

В состав ООП входит также программа воспитания и социализации, отдельные направления которой могут включать региональное содержание биологического профиля, в частности тематику исследовательской и проектной деятельности учащихся, вопросы здорового образа жизни и профессиональной ориентации на востребованные регионом профессии, связанные с биологией и т.п. Наконец, в базисный учебный план входит внеурочная деятельность, в рамках которой могут быть организованы различные объединения школьников, занимающихся биологическим краеведением.

Таким образом, стандарты второго поколения дают возможность не только сократить, но и расширить участие регионального содержания в образовательном процессе. Несомненно, потребуется определенная корректировка РК для приведения его структуры, содержания в соответствие с требованиями стандартов общего образования второго поколения и нормативных документов, сопровождающих стандарт.

Список литературы

1. Актуальные проблемы биологии, географии, химии: Сб. научных и научно-методических работ, посвященных 80-летию факультета /ред. кол. Г.И. Дубась, Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, Н.А. Четанов. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2011. 2.. Баранов Г.П. Биология (региональный компонент). Курс «Растения, грибы, лишайники Магаданской области»: пособие для учителя.- Магадан: Охотник, 2009. 3. Баранов Г.П. О региональном содержании биологического образования. //Биология в школе.- 2011.- №5.- С. 28-33. 4. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья / под ред. В.А. Верещагиной. -Пермь: Книжный мир, 2001. 5. Горчаковский П.Л., Шурова Е.А. Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья.- М.: Наука, 1982. 6. Жемчужины Прикамья /под ред. А.И.Шепеля. -Пермь: MOBILE, 2003. 7. Животный мир Прикамья /Сост. А.И. Шураков, Г.А. Воронов, Ю.Н. Каменский. -Пермь: Кн. Изд-во, 1989. 8. Иллюстрированный определитель растений Пермского края /под ред. С.А.Овёснова. -Пермь: Книжный мир, 2007. 9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Российская академия образования. Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. 10. Красная книга Пермского края /под ред. А.И. Шепеля. Пермь: Книжный мир, 2008. 11. Методика преподавания биологии: учебно-метод. пособие по полевой практике для студентов биологического факультета /авт.-сост. Н.И. Сипатова, С.В. Ганщук; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь, 2010.

12. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География. Пермская область. Учебное пособие.- Пермь: Книжный мир, 1999. 13. Особо охраняемые природные территории Пермской области: реестр /под ред. С.А. Овёснова. -Пермь: Книжный мир, 2002. 14. Переведенцева Л.Г. Конспект агарикоидных базидиомицетов Пермского края: монография / Л.Г. Переведенцева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. 15. Переведенцева Л.Г. Лекарственные грибы Пермского края.-Пермь: ООО «Проектное бюро «Рейкьявик», 2011. 16. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание.- М.: Просвещение, 2010. 17. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель / В.К. Рябицев. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2001. 18. Растительный мир Прикамья /Колл. авт.-Пермь: Кн. Изд-во, 1988. 19. Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Сб. научно-методических работ /Под ред. А.И. Шуракова, Н.П. Горбунова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1999. 20. Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: межвузовский сборник научных и научно-методических работ. Вып. 4 /Под ред. Г.И. Дубась, А.И. Шуракова, Н.П. Горбунова, И.А. Золотухина, В.В. Мисенжникова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2006. 21. Родники пармы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. 22. Сокровища Пермского края: по страницам Красной книги Пермской области / Е.А. Зиновьев и др. Пермь: Книжный мир, 2005. 23. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.-http://standart.edu.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...