Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий по курсу «Методика обучения биологии»




Гуманизация признание человека высшей ценностью, уникальным созданием, наделенным телесностью, разумом и душой, что обусловлено безмерной сложностью и неисчерпаемостью человека. Гуманитаризаци я это очеловечивание преподавания. Объективной основой гуманитаризации обучения является система следующих взаимосвязанных звеньев: природа, познающий ее человек, созданные им производство, наука, искусство и общество, так или иначе использующее данные науки, влияющие на природу и развивающуюся науку. В раскрытии взаимосвязей и сложных взаимодействий элементов этой системы и состоит суть гуманитаризации образования. Игровые технологии. Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игры: коммуникативная, терапевтическая, диагностическая, корректирующая, социализирующая, творческая, эмоциональная. Игры используются в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, раздела, как элемент, включенный в другую технологию, в качестве технологии урока или его фрагмента, как технология внеклассной работы. (Технология развивающих игр Б.П.Никитина, деловые игры Г.П.Щедровицкого, КТД и др.) Интерактивные технологии. Обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения. Обучение с хорошо организованной обратной связью, с двусторонним обменом информацией. Активизация индивидуальных умственных процессов, возбуждение внутреннего диалога у учащегося, понимание информации, вывод учащегося на позицию субъекта обучения, достижение двусторонней связи учащего и учащегося. Учитель понимает позицию помощника, осуществляющего поддержку и облегчение в учении). (Технология РКМЧП – технология развития критического мышления через письмо, технология дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии). Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. 2. Круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры и др. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – 1. Обладание компетенцией. 2. Обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль. Способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо. Личностно-ориентированное обучение это такое обучение, при котором личность ученика, студента находится в центре внимания педагога, при котором познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме учитель-ученик, при котором традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик заменяется на новую ученик-учебник-учитель. Метод проектов. Учебный проект – организационная форма работы, которая в отличие от занятия или учебного мероприятия ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений, применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Мониторинг - непрерывное длительное наблюдение за учебно-воспитательным процессом (УВП) и управление им. Объект мониторинга – результаты УВП и средства их достижения. Парадигма (с греч. «пример, образец») – 1.Система форм одного и того же слова, в частности, представленная в виде таблицы (склонения имени, спряжения глагола). 2. Пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. Социализаци я (от лат. «общественный») – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Технология индивидуального обучения. Организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, способностей, потребностей, интеллекта и т.д.). Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех технологиях, поэтому эту технологию можно считать «проникающей». (Технология индивидуального обучения И.Унт, адаптивная система обучения А.С.Границкой, обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, технология создания индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования, технология разработки индивидуальных образовательных программ в профильном обучении). Технология «Обучение в сотрудничестве». Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко – КСО, обучение в разновозрастных группах и классах, коллективное творческое решение проблем и др.). Технология обучения – это проектирование обучающих систем, конструирование учебных процессов. Технология проблемного обучения. Основывается на теоретических положениях Д. Дьюи. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. (И.А,Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке», М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин «Технология проблемного обучения», Е.Мельникова «Проблемное обучение», В.Оконь «Проблемное обучение», Т.И.Шамова «Проблемный подход»). Технология разноуровневого обучения. Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные «Минимальными требованиями», остаются едины для всех уровней обучения. (О,Газман, Н,Гузик, Ю.Макаров, И.Унт, В.Фирсов и др. Технология дифференциации обучения по интересам, технология пед. поддержки, дифференциация по уровню развития способностей и др.). ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер). Толерантность (от лат. «терпение») – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Учебный мозговой штурм (УМШ). Основная его цель – развитие творческого стиля мышления. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся при этом тренируют кратко и четко выражать свои мысли. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. Учителю легко поддержать «слабого» ученика, обратив внимание на его идею. УМШ вызывает большой интерес у учащихся, на его основе легко организовать деловую игру. Элективный – избирательный.

 

 

Методическое издание

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...