Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы и условия формирования и развития информационного права




Научно-технические факторы (условия)

• 1.Экспонентное развитие научно-технического прогресса заложили фундаментальные условия для создания ЭВМ

Электронная вычислительная машина и компьютерные технологии вооружили человека такими средствами познания, которые приблизили его к пониманию новых закономерностей (связей и взаимозависимостей), существующих в природе.

• 2.На рубеже 70-80-х гг. стали использоваться новые технологические формы передачи информации или цифровые линии связи.

В начале 90-х гг. в связи с изменением технологии подключения персональных компьютеров к глобальным телекоммуникационным сетям на базе новых стандартов и технологий (TCP/IP), были созданы условия массового использования сети Интернет

• 3.Развитие нового класса наукоемких (высоких) информационных технологий - наиболее высокоразвитые способы изменения состояния информации, – мощного индикатора социальных преобразований.

 

Социальные факторы

• 1. Первый социальный фактор

Формирование государственной информационной политики

Реализация в официальных документах:

• Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.

• Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», утверждена распоряжением Правительства 20 октября 2010 г.

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 6.05.2008 г., № 632-р)

 

• Массовая информатизация, т.е. организованный социально-экономический и научно-технический процесс удовлетворения информационных потребностей во всех сферах человеческой деятельности на основе внедрения и развития вычислительной техники и информационных технологий, а также иных элементов информационной инфраструктуры.

• Массовая информатизация проявляется в тенденциях развития глобального информационного общества:

Интеграция (т.е. сближение и объединение) информационных технологий

Интеграция внутригосударственных правил и стандартов с международными правилами, устранение различий в использовании информационных технологий, сближение различных правовых форм использования информационных систем


Активизация правовой системы как объективная реакция на новые информационные реалии

Формирование информационного законодательства

Внедрение в учебный процесс дисциплин информационно-правового цикла

Развитие науки правового обеспечения информационной сферы

1 октября 2000 г. совместным приказом Министерства науки РФ и Министерства образования РФ была утверждена новая научная специальность – информационное право.

 

Социальные факторы

• Обострение проблем и противоречий информационного общества как фактор формирования информационного права

• 1.Углубление информационного противоборства

• 2.Проблемы информационной безопасности и киберпреступности.

• 3.Проблемы защиты частной жизни человека в информационной сфере.

• Обострение проблемы защиты авторского права в киберпространстве.

 

Субъекты информационных систем как объекта права

Главные субъекты в соответствии с Законом «Об информации»:

собственник информационной системы - гражданин или юридическое лицо, которые осуществляют полномочия владения и распоряжения на отдельные компоненты информационной системы: базы данных, технические и технологические средства;

оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации (использованию) информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (пользователь, с которым собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы).

Виды информационных систем

Все создаваемые информационные системы подразделяются на:

1) государственные информационные системы;

2) муниципальные информационные системы;

3) информационные системы негосударственных хозяйственных организаций.

4) иные информационные системы (смешанные).

В зависимости от круга субъектов информационного взаимодействия информационные (ФЗ «Об электронной подписи»):

Корпоративная информационная система - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц;

Информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано.

Корпоративные информационные системы

Государственная ИС ГАС «Выборы» - предназначена для:

  • автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума,
  • обеспечения деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума,
  • решения задач, не связанных с выборами и референдумом.

Государственная ИС ГАС «Правосудие» - предназначена для:

• создания единого информационного пространства

• информационное обеспечение функционирования судов общей юрисдикции

• обеспечения доступа к информации о деятельности судов

 

Государственная ИС ГАС «Выборы»

В состав информационной системы ГАС «Выборы» входят:

1)Информационные ресурсы (персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума);

2)Выделенные каналы связи (корпоративные компьютерные сети избирательной системы России)

3)Информационные технологии (сбора, обработки, передачи, защиты и использования информационных ресурсов)

В ФЗ от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» закреплены основные правовые, организационные и программно-технические условия использования названной системы: определяется правовой режим комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов и порядок доступа к ним; порядок финансирования системы; устанавливаются основы для обеспечения ее безопасности.

 

 

Государственная ИС ГАС «Правосудие»

В состав информационной системы «Правосудие» входят:

1) крупные массивы судебной информации (судебные акты, информация о деятельности суда, об участниках судебного процесса),

2) компьютерная сеть специального назначения (объединяет вычислительные комплексы судов общей юрисдикции,

3) комплекс средств автоматизации (технические и программные средства).

Информационная система ГАС «Правосудие» является технологическим средством реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

 

 

В ст. ФЗ «О доступе к судебной информации» содержится запрет размещать в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) сведений, составляющих семейную тайну (т.ч. по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

4) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

5) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

6) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;

 

Информационные системы общего пользования (ИСОП)

Понятие «информационная система общего пользования» включено в тексты нормативных правовых актов как объект права в связи с развитием информационного общества в Российской Федерации и транспарентностью деятельности органов государственной власти (ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

ИСОП включают в себя

  • информацию о деятельности ОГВ и ОМС;
  • средства вычислительной техники,
  • средства и системы передачи, приема и обработки информации,
  • программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.),
  • средства защиты информации, применяемые в информационных системах.

 

Правительством Российской Федерации установлены общие и специальные требования при подключении ИСОП к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»)

Общим требованием является возложение обязанности на оператора ИСОП и оператора связи - обеспечивать информационную безопасность при подключении ИСОП к информационно-телекоммуникационным сетям.

Специальные требования –

  • защита информации;
  • постоянный контроль возможности доступа;
  • восстановление информации, измененной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, в течение не более 8 часов;
  • использование при подключении ИСОП сертифицированных средств защиты информации,
  • ИСОП должны обеспечивать:
  • целостность информации, т.е.сохранность и неизменность обрабатываемой информации при попытках несанкционированных или случайных воздействий на нее в процессе обработки или хранения;
  • доступность информации т.е. беспрепятственный доступ пользователей к содержащейся в информационной системе общего пользования информации;
  • защиту от неправомерных действий, т.е. действий пользователей в отношении информации, не предусмотренных правилами пользования информационной системой общего пользования, приводящих, в том числе к уничтожению, модификации и блокированию информации.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...