Факторы и условия формирования и развития информационного права
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Научно-технические факторы (условия) • 1.Экспонентное развитие научно-технического прогресса заложили фундаментальные условия для создания ЭВМ Электронная вычислительная машина и компьютерные технологии вооружили человека такими средствами познания, которые приблизили его к пониманию новых закономерностей (связей и взаимозависимостей), существующих в природе. • 2.На рубеже 70-80-х гг. стали использоваться новые технологические формы передачи информации или цифровые линии связи. В начале 90-х гг. в связи с изменением технологии подключения персональных компьютеров к глобальным телекоммуникационным сетям на базе новых стандартов и технологий (TCP/IP), были созданы условия массового использования сети Интернет • 3.Развитие нового класса наукоемких (высоких) информационных технологий - наиболее высокоразвитые способы изменения состояния информации, – мощного индикатора социальных преобразований.
Социальные факторы • 1. Первый социальный фактор Формирование государственной информационной политики Реализация в официальных документах: • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. • Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», утверждена распоряжением Правительства 20 октября 2010 г. • Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 6.05.2008 г., № 632-р)
• Массовая информатизация, т.е. организованный социально-экономический и научно-технический процесс удовлетворения информационных потребностей во всех сферах человеческой деятельности на основе внедрения и развития вычислительной техники и информационных технологий, а также иных элементов информационной инфраструктуры.
• Массовая информатизация проявляется в тенденциях развития глобального информационного общества: • Интеграция (т.е. сближение и объединение) информационных технологий • Интеграция внутригосударственных правил и стандартов с международными правилами, устранение различий в использовании информационных технологий, сближение различных правовых форм использования информационных систем
• Формирование информационного законодательства • Внедрение в учебный процесс дисциплин информационно-правового цикла • Развитие науки правового обеспечения информационной сферы 1 октября 2000 г. совместным приказом Министерства науки РФ и Министерства образования РФ была утверждена новая научная специальность – информационное право.
Социальные факторы • Обострение проблем и противоречий информационного общества как фактор формирования информационного права • 1.Углубление информационного противоборства • 2.Проблемы информационной безопасности и киберпреступности. • 3.Проблемы защиты частной жизни человека в информационной сфере. • Обострение проблемы защиты авторского права в киберпространстве.
Субъекты информационных систем как объекта права Главные субъекты в соответствии с Законом «Об информации»: собственник информационной системы - гражданин или юридическое лицо, которые осуществляют полномочия владения и распоряжения на отдельные компоненты информационной системы: базы данных, технические и технологические средства; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации (использованию) информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (пользователь, с которым собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы).
Виды информационных систем Все создаваемые информационные системы подразделяются на: 1) государственные информационные системы; 2) муниципальные информационные системы; 3) информационные системы негосударственных хозяйственных организаций. 4) иные информационные системы (смешанные). В зависимости от круга субъектов информационного взаимодействия информационные (ФЗ «Об электронной подписи»): Корпоративная информационная система - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц; Информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано. Корпоративные информационные системы Государственная ИС ГАС «Выборы» - предназначена для:
Государственная ИС ГАС «Правосудие» - предназначена для: • создания единого информационного пространства • информационное обеспечение функционирования судов общей юрисдикции • обеспечения доступа к информации о деятельности судов
Государственная ИС ГАС «Выборы» В состав информационной системы ГАС «Выборы» входят: 1)Информационные ресурсы (персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума); 2)Выделенные каналы связи (корпоративные компьютерные сети избирательной системы России) 3)Информационные технологии (сбора, обработки, передачи, защиты и использования информационных ресурсов) В ФЗ от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» закреплены основные правовые, организационные и программно-технические условия использования названной системы: определяется правовой режим комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов и порядок доступа к ним; порядок финансирования системы; устанавливаются основы для обеспечения ее безопасности.
Государственная ИС ГАС «Правосудие» В состав информационной системы «Правосудие» входят: 1) крупные массивы судебной информации (судебные акты, информация о деятельности суда, об участниках судебного процесса), 2) компьютерная сеть специального назначения (объединяет вычислительные комплексы судов общей юрисдикции, 3) комплекс средств автоматизации (технические и программные средства). Информационная система ГАС «Правосудие» является технологическим средством реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
В ст. ФЗ «О доступе к судебной информации» содержится запрет размещать в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам: 1) затрагивающим безопасность государства; 2) сведений, составляющих семейную тайну (т.ч. по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; 3) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; 4) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; 5) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; 6) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
Информационные системы общего пользования (ИСОП) Понятие «информационная система общего пользования» включено в тексты нормативных правовых актов как объект права в связи с развитием информационного общества в Российской Федерации и транспарентностью деятельности органов государственной власти (ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
ИСОП включают в себя
Правительством Российской Федерации установлены общие и специальные требования при подключении ИСОП к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям») Общим требованием является возложение обязанности на оператора ИСОП и оператора связи - обеспечивать информационную безопасность при подключении ИСОП к информационно-телекоммуникационным сетям. Специальные требования –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|