Понятие и система источников информационного права
• Источниками права официальные формы закрепления и существования правовых норм. • В зависимости от уровня система источников информационного права включает: • 1.Международные акты информационного права (договоры, хартии, декларации). • 2.Федеральные законы информационного законодательства. • Система информационного законодательства – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. • Информационное законодательство подразделяется на несколько групп нормативных правовых актов. • В отдельной группе выделяются: • Конституция Российской Федерации и конституционные законы; • федеральные законы базового (системообразующего) характера; • отраслевые федеральные законы, нормы которых входят в состав информационного права; • подзаконные нормативные правовые акты информационного характера. • 3.Законодательные акты и подзаконные акты субъектов Российской Федерации - конституции, уставы, законы, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации • 4.Нормативные акты органов местного самоуправления. • Нормативные акты органов местного самоуправления относятся к локальному уровню правового регулирования, они определяют особенности правовых режимов муниципальных информационных систем. • 5.Нормативные документы предприятий и организаций. • Нормативные документы предприятий и организаций также относятся к локальному уровню правового регулирования. К ним относятся приказы и инструкции, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обработки и использованию персональных данных, коммерческой тайны (ноу-хау), корпоративных (локальных) систем и других объектов права. Такие правоотношения возникают между работодателем и работником, а также между работниками.
• 6.Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. • Постановления Конституционного Суда Российской Федерации относятся к источникам информационного права, поскольку в текстах таких правовых документов содержатся правовые позиции суда, адресованные законодателю и всем судам. • Понятие «информационная сфера» (как пространственная область человеческой деятельности, связанная с информацией) тесно связано с понятием «информационная среда» - конкретные действия по созданию условий для производства, поиска, передачи, хранения и использования информации. • Такими действиями могут быть, например, создание автоматизированного рабочего места пользователя, подготовка и настройка технических систем передачи информации по компьютерным сетям, подбор средств электронной подписи, выбор технических средств для защиты информации • Здесь уместно упомянуть и о среде формирования образа информации в сознании человека или области сознания человека как особой духовной части информационной сферы. Она тоже может быть предметной средой информационного права и соответственно действия, связанные с духовной областью человеческой деятельности. • 7.Стандарты, технические правила и условия. • Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2008 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель» • Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
• Санитарные правила и нормы (САНПИН) определяют требования к безопасным условиям труда. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 • 8.Административные и технические регламенты. • Такие отношения возникают по поводу процесса создания информационных систем (планирования, проектирования, монтажа) и организации контроля за этим процессом, обучения специалистов и др. • административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) информационного взаимодействия между органами государственной власти и физическими (юридическими) лицами. • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» • Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» • технический регламент – как документ, который принят в установленном законодательством Российской Федерации порядке и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации • ( Федеральный закон «О техническом регулировании») • 9.Юридические обычаи. • В соответствии с п.1 ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. • В п. 4 совместного руководящего Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дается разъяснение о том, что «обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)».
• В п.2.ст. 15. Закона «Об информации» установлено положение, согласно которому регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.
Международные акты информационного права Всеобщая декларация прав человека. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Окинавская хартия глобального информационного общества Декларация принципов информационного общества и Тунисская программа информационного общества • В нем определены основные принципы информационного общества: • доступ к информации, идеям и знаниям, • построения информационной и коммуникационной инфраструктуры, • координация действий органов государственного управления и частного сектора в развитии информационного общества, • доверие и безопасность при использовании информационно-коммуникационных технологий, • уважение культурной самобытности, разнообразия культур и языков, традиций и религий, стимулировать это уважение и содействовать диалогу между культурами и цивилизациями. • Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных • Конвенция «Об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «информационных общественных услуг» • Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации • Конвенция предусмотрела в качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне: • меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне);
• меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений). • Несмотря на то, что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Уголовный Кодекс, например, дополнен статьей 242.1 – изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Конституция РФ как источник информационного права Конституция Российской Федерации содержит фундаментальные правовые положения, содержащие конституционные принципы информационного права и определяющие свободу информации, а также конституционные гарантии правовой защиты интересов субъектов информационной сферы. В юридической литературе авторы справедливо предлагают выделить три группы норм информационного права, закрепленных в Конституции Российской Федерации: основные (ст.ст. 23, 24, 29, 42) обеспечивающие (ст.ст. 26, 28, 31, 33, 44) гарантирующие (41, 55, 56) Кроме того, в Конституции Российской Федерации содержатся положения, закрепляющие общечеловеческие ценности. Например, в п.3 ст.17 – самоограничение собственных прав и свобод в ходе их реализации в целях уважения прав и свобод других • Механизм реализации конституционных прав в информационной сфере закреплен во множестве нормативных правовых актов. • Например, конституционное право на информацию имеет распределенный механизм его реализации в нормах законов • «Об информации», • «О СМИ», • «О связи», • «О рекламе», • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления», • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», • «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», • КоАП РФ, УК РФ и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|