Специальные законы информационного права
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Специальные законы информационного права • Специальные законы составляют систему нормативных правовых актов, направленных на правовое регулирование отдельных областей информационной деятельности. Например, к таким видам человеческой деятельности относится • сфера государственного управления (государственная регистрация дактилоскопической и геномной информации) • предпринимательская деятельность (организация торгов, рекламная деятельность). • Объектом названных видов информационной деятельности являются определенные нематериальные блага информационного характера, которые по существу являются их главным объектом специального назначения. • Например, в сфере государственной регистрации дактилоскопической и геномной информации таким объектом (информационным благом публичного характера) являются дактилоскопическая и геномная информация. • Нормы специальных законов определяют • правовой режим отдельных видов информации, • требования к содержанию информационной деятельности, направленной на использование специальных видов информации. • Нормы специальных законов составляют комплекс информационного законодательства и регламентируют предметные отраслевые и межотраслевые общественные отношения, возникающие по поводу отдельных видов информации (объектов права информационного характера) либо отдельных областей информационной деятельности. • Специальные виды информационной деятельности являются следствием массового применения ИКТ и направлены на повышение эффективности профессиональной деятельности и принятие управленческих решений. • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» направлен на создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.
• В ст. 1 названного закона определяется предмет правового регулирования: • понятие, состав и порядок использования кредитной истории, • деятельность бюро кредитных историй, • принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России. • Названный закон определяет состав субъектов правоотношений, связанных с использованием кредитных историй, а также их правовой статус (ст.ст. 8-13). • К названным субъектам правоотношений относятся: • субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история; • бюро кредитных историй - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй; • пользователь кредитной истории - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие письменное или иным способом документально зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита); • Центральный каталог кредитных историй - подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую в соответствии с настоящим Федеральным законом для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй. • Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»
• Целями названного закона являются обеспечение справедливого ценообразования на фондовом рынке и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. • Инсайдерская информация - точная и конкретная информация, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. • Инсайдерская информация принадлежит инсайдерам, т.е. специальным субъектам правоотношений, связанных с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами. • манипулирование рынком - умышленное распространение через средства массовой информации (в том числе сеть Интернет) заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение отклонились от запланированного уровня. Федеральный закон 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» регулирует общественные отношения по поводу рекламы – информации свободно распространяемой в любой форме и адресованной неограниченному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. • Названный закон (ст. 5) устанавливает общие требования к рекламе, запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу, а также фиксирует их признаки. • Закон «О рекламе» определил состав субъектов рекламных правоотношений: • рекламодатель • рекламопроизводитель • рекламораспространитель - • потребители рекламы - • спонсор - • Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» • Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Гражданский кодекс РФ • В процессе гражданского оборота таких объектов используется информация как организационное начало, когда возникают так называемые организационные правоотношения.
• В составе информационно-организационных правоотношений нередко возникает необходимость использовать коммерчески значимые сведения о товарах, в т.ч. конфиденциального характера. • Нормы ст.ст.494-495 ГК РФ определяют условия предоставление достоверной информации о товарах по договорам розничной торговли, а нормы ст.ст.726-727 ГК РФ – определяют условия передача информации, в т.ч. конфиденциального характера, сторонами договора. • Например, п.2 ст.160 устанавливает возможность использования факсимильного воспроизведения подписи или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи определяется законом или соглашением сторон.
Отраслевые законы информационного права Гражданский кодекс РФ • Наиболее ярким примером норм информационного права являются нормы части 4 ГК РФ (ст.ст. 1225-1551), которые регулируют правоотношения, возникающие по поводу особых информационных благ творческого характера, т.е. комплекс нематериальных объектов, имеющих информационную природу и урегулированных нормами гражданского права • Ст. 1225 ГК РФ среди охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации выделяет объекты информационного характера: • программы для ЭВМ; • базы данных; • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; • секреты производства (ноу-хау); • фирменные наименования; • товарные знаки и знаки обслуживания; • коммерческие обозначения Уголовный кодекс РФ содержит всего более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение информационных прав граждан. • Например, нормы главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека» устанавливают уголовную ответственность за нарушения неприкосновенности частной жизни (ст.137), тайны переписки и телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), фальсификация итогов голосования (142.1) нарушение авторских и смежных, изобретательских и патентных прав (ст.ст.146-147) и др.
• ст. 155 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения тайны усыновления, • ст. 183 УК РФ – за незаконное получение и распространение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а нормы главы 29 УК РФ предусматривают ответственность за разглашение или утрату сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283-284). • гл.28 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации (ст.272-275). • Трудовой кодекс РФ содержит нормы, регулирующие трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателем по поводу обработки и защиты персональных данных. • Например, гл.14 (ст.ст. 85-89) ТК РФ устанавливает отраслевой режим персональных данных • Трудовой кодекс РФ определяет норму (п.п. «в» п.6 ст.81), устанавливающую основание для расторжения трудового договора за разглашения охраняемой законом тайны • Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит специальную главу, посвященную административной ответственности за правонарушения в области связи и информации. Глава 13 КоАП РФ содержит всего 27 статей, которые определяют конкретные составы административных правонарушений (ст. 13.2-13.28). • Еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение административных проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39) и за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5). Подзаконные акты информационного права Массив нормативных правовых актов подзаконного характера состоит из большого количества документов, регулирующих: • предоставление услуг • обеспечение информационной безопасности Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» определяет правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия между информационными системами: • органов государственной власти, • органов местного самоуправления, • государственных и муниципальных учреждений, • многофункциональных центров, • иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям» утвердило:
• Технические требования универсальной электронной карте; • Технические требования к федеральным электронным приложениям и правила работы с содержащимися в них сведениями. • В соответствии с техническими требованиями универсальная электронная карта должна содержать: • 1.Сведения в визуальной (графической) форме фиксируются на лицевой и оборотной стороне УЭК • 2.Информация в электронной (машиносчитываемой) форме о пользователе УЭК должна входить в состав электронных приложений. • Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. №723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» утвердило Положение о регистрации федеральных государственных информационных систем • Определило Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве • Оператора реестра федеральных государственных информационных систем. • Реестр федеральных государственных информационных систем - федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о федеральных государственных информационных системах, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» • Указ содержит запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну и служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в том числе к международной компьютерной сети Интернет. • Государственные органы в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, используют только сертифицированные средства защиты информации, Постановлением Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти» • По существу, названным постановлением определяется правовое положение информации ограниченного доступа, (п.п.1 и 4 ст.9 ФЗ «Об информации»), в частности, отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну. • Постановление о служебной информации ограниченного распространения действует, несмотря на то, что названный закон устанавливает правило, согласно которому правовое положение информации ограниченного доступа исключительно федеральными законами. • Формирование новых законов и других нормативных правовых актов в области правового обустройства информационного общества обусловлено двумя путями – • спонтанными • концептуальным (научно-обоснованными). • Первый путь связан с созданием норм права или системы норм, нацеленных на правовое регулирование ситуационных обстоятельств жизни и информационной деятельности. Такие жизненные ситуации возникают в ходе решения вопросов информационного обеспечения социально-экономического развития в текущее время либо на самую ближайшую перспективу. • Второй путь формирования законодательства основан на доктринальных позициях юридической науки, когда готовится вначале концепция закона, а потом уже разрабатывается текст законопроекта, обсуждается с участием широкой аудитории ученых и практикующих юристов. Как правило, принятые таким образом нормативные правовые акты «живут» дольше. • 1.Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года предусмотрено формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства: • обеспечение технологической совместимости информационных систем • электронного документирования, электронного документооборота, электронных архивов • регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур, • 2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» содержит раздел «Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы»: • правовой регламентации саморегулируемых организаций, • регулирования отношений при использовании сети Интернет • электронных документов и электронного документооборота • 3.Основные положения кодификации информационного законодательства. Информационный кодекс должен обладать признаками: • обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства); • обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни; • включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества; • содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия; • представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования Информационный кодекс должен обладать признаками: • обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства); • обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни; • включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества; • содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия; • представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования • Одной из предпосылок кодификации является развитое состояние действующего информационного законодательства. • Представляется, что для полноценного кодифицированного нормативного правового акта еще не созрели научные и нормотворческие условия. • Научные: создание научно-обоснованной концепции ИК РФ • Нормотворческие: развитие базовых законов • В текстах таких законов содержатся базовые (общие) условия в форме понятий и их значений, принципов, правового статуса субъектов, общих дозволений и запретов в области использования объектов информационных правоотношений. • Названные законы нужны для установления единых базовых условий законодательного регулирования, имеющих сквозное значение для всех нормативных правовых актов о правовом режиме конкретных объектов права информационного содержания. • Необходимы базовые законы: • «О праве на информацию» • «Об информационных ресурсах» • «О базах данных» • «О реестровой информации», • «Об информационных системах» • «О служебной тайне» • «Об электронном документе» • «О телекоммуникациях» • «О доступе к информационно-телекоммуникационным сетям» и др. • В названных базовых законах должны содержаться принципиальные положения, которые должны войти составляющими элементами в Информационный кодекс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|