Место информационного права в системе правовых знаний
ИП как комплексная отрасль системы права • Основным предметным началом комплексных отраслей являются комплексные (межотраслевые) объекты права: • защита среды жизнедеятельности человека (экологическое) • страховая деятельность (страховое) • банковская деятельность (банковское) • предпринимательская деятельность (предпринимательское) Все они стали актуализироваться в связи с экологическими угрозами либо с переходом отечественной экономики на рыночные условия ведения хозяйства. Поэтому в юриспруденции стала активно развиваться давно возникшая, но ставшая особенно актуальной в последние годы, «комплексная» доктрина развития системы права. Ее сторонники, как правило, выделяют объединяющее (интегрирующее) начало комплексного предмета регулирования отдельных отраслей права и в этом они усматривают комплексный характер вторичных отраслевых образований. • Систему права составляют структурные правовые подсистемы: • Профилирующие (фундаментальные) отрасли (конституционное право, гражданское право, административное, уголовное, процессуальные отрасли) имеют исторические корни и уже сложившиеся режимы регулирования (свой предмет, принципы и методы). • Специальные отрасли (трудовое право, земельное право, семейное право, финансовое право и др.), правовые режимы в них модифицированы и приспособлены к особым сферам жизни. • Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей (торговое право, право прокурорского надзора, морское право, банковское право, предпринимательское право, страховое право, экологическое право, информационное право и др.).
• Проф. С.С.Алексеев: «нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли» (Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44-47) Существование комплексных отраслей права обусловлено совокупностью признаков: • формирование и развитие комплексных отраслей права обусловлено существованием объективных предпосылок (социально-политических условий и экономических факторов развития общества); • комплексные отрасли права состоят из норм комплексного характера; • нормы комплексных отраслей рационально «распределены» по основным отраслям права, но «замкнуты» единым комплексным правовым образованием; • юридические особенности комплексных отраслей выражены не в специфическом методе и механизме правового регулирования, а в особых принципах, общих положениях, отдельных специфических приемах регулирования. Комплексность информационного права проявляется в двух признаках: • в комплексном характере норм информационного права • использовании комплексных методов регулирования общественных отношений в информационной сфере. 1.Нормы информационного права имеют комплексную природу и двухуровневое (дуалистическое) содержание. • Первый комплексный уровень составляет нормы общего (базового) назначения, направленные на все без исключения объекты информационной природы, независимо от их «прописки» в различных отраслях права. • Сила правового воздействия таких норм связана с реализацией общих (базовых) функций нормативных средств, связанных с созданием общего климата правового регулирования правоотношений по поводу информации. • Учитывая особую специфику объектов ИП - нематериальных благ информационной природы, законодатель предпочитает выбрать такие правовые средства, которые обеспечивают единство и однообразие правового обеспечения защиты интересов субъектов информационной сферы.
• Уникальность объектов ИП (отдельные виды информации, базы данных и др. информационные блага) предопределяет необходимость использования специфичных правовых средств регулирования: специального понятийного аппарата, принципов регулирования, особых правомочий субъектов и т.д. • Особенно это проявляется в правоотношениях по поводу электронной информации, электронного документооборота и электронного взаимодействия, которые возникают по поводу использования ЭВМ и иных технологически сложных элементов информационной инфраструктуры • Сложность и уникальность электронной формы объектов права вызывает необходимость установления единого правового понимания их главных признаков, единого правового статуса субъектов, а также единого правового режима их использования в общественных отношениях. • Нормы первого уровня преимущественно размещены в базовых нормативных правовых актах: в законах «Об информации» (новая редакция), «О персональных данных», «Об электронной подписи», «О связи» (новая редакция) и др. Второй уровень норм информационного права составляют нормы отраслевого обеспечения конкретных объектов права, имеющих информационную природу. • Нормы основных отраслей системы права, регулирующие информационные правоотношения, имеют отраслевой характер правового воздействия на общественные отношения, они несут в своем содержании общее предметное начало, отраслевые правовые режимы и отраслевой правовой климат. • Отраслевая специфика правового режима остается главной характеристикой таких норм. • Объекты права информационного содержания остаются объектами конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, экологического права (информация о частной жизни, персональные данные, кредитные истории и инсайдерская информация, экологическая информация и др.) • Поэтому отраслевые нормы права, регулирующие информационные правоотношения, имеют «отраслевую привязку» или «пункт прописки» в соответствующих основных отраслях. • Вместе с тем, чтобы сохранить единство единство и однообразие правового обеспечения защиты интересов субъектов информационной сферы, такие нормы должны соответствовать и общим правовым положениям, установленным в нормах базовых законов информационного права.
• Например, сведения, составляющие коммерческую тайну, имеют цивилистическую «привязку», а сведения, составляющие государственную тайну имеют преимущественно государственно-управленческую, т.е. административно-правовую «прописку». • Таким образом, отраслевые нормы информационного права составляют второй (комплексный) уровень норм информационного права. • Следовательно, комплексность информационного права здесь проявляется в наиболее рациональном способе распределения нормативного массива: • с одной стороны, с помощью приема нормативного определения общих начал правового обеспечения существования всех форм и видов информации; • с другой стороны, путем максимально возможного сближения (интеграции) отраслевых норм, регулирующих правоотношения по поводу конкретных объектов информационной природы. • Такой интегративно-распределенный способ определения содержания норм информационного права характерен и для всех комплексных отраслей системы права. 2.Второе обстоятельство, определяющее комплексность информационного права проявляется в использовании комплексных методов регулирования общественных отношений в информационной сфере. • Для комплексных отраслей права (предпринимательское право, экологическое право и др.) характерно наличие комплекса методов правового регулирования - императивного и диспозитивного. • Это характерно и для регулирования отношений, связанных с использованием информации, когда наряду со свободой использования информации требуется «включение» императивных методов с целью защиты интересов участников таких правоотношений. • Таким образом, комплексность информационного права проявляется в комплексности норм, регулирующих общественные отношения по поводу информации как уникального комплексного объекта права, а также в сочетании комплексных методов (императивного и диспозитивного) правового регулирования названных отношений.
Комплексность норм информационного права: 1 уровень (общие нормы, определяющие общие правовые положения и общие режимы) 2 уровень (отраслевые нормы, регулирующие отраслевые правоотношения)
Комплексность (сочетание) методов: • Императивного метода • Диспозитивного метода
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|