Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль горной промышленности в системе народного хозяйства

С. Ф. Богдановская, Л. Н. Кузина, К. А. Шульгина

 

 

Экономика и менеджмент

Горного производства

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

кРАСНОЯРСК, 2015

УДК 332.28.003.12

 

Экономика и менеджмент горного производства: конспект лекций / С. Ф. Богдановская, Л. Н. Кузина, К. А. Шульгина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 264 с.

 

 

В конспекте лекций по дисциплине «Экономика и менеджмент горного производства» излагаются теоретические основы экономики, организации и управления предприятий горной промышленности. Рассматривается экономическая эффективность использования производственных ресурсов, инвестиционной деятельности, экономическая оценка месторождений минеральных ресурсов с использованием современных методов и методик.

Конспект лекций предназначен для подготовки специалистов по направлению 130400.65 «Горное дело» по профилю 130400.65.00.10 «Электрификация и автоматизация горного производства».

 

 


Раздел 1. ЭКОНОМИКА  И  МЕНЕДЖМЕНТ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Содержание и задачи дисциплины.

1.2. Место и роль горной промышленности в системе народного хозяйства.

1.3. Природные ресурсы: понятие природных ресурсов, минерально-сырьевые ресурсы, запасы полезных ископаемых.

1.4. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых.

1.5. Понятие о промышленном предприятии.

1.6. Организационно-правовые формы предприятия.

1.7. Особенности горных предприятий, принципы и факторы их размещения.

1.8. Имущество предприятий и источники его формирования.

 

Содержание и задачи дисциплины

 

Под термином «экономика» понимается наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезной продукции и распределяет ее среди ограниченных групп населения. С греческого «экономика» переводится как «эйкос» – хозяйство, «номос» – закон, то есть закон хозяйствования.

Задачами экономики как науки является обеспечение оценки степени эффективности общественного производства, а так же анализ и выявление факторов, количественно определяющих уровень эффективности производства.

Предметом экономики являются факторы материальной обеспеченности общества и его членов.

В зависимости от уровня изучения процессов различают макро и микроэкономику. Макроэкономика изучает процессы на уровне всего общества, т.е. как формируется национальный доход, спрос и предложение. Микроэкономика – исследует условия функционирования отдельных отраслей и предприятий в системе народного хозяйства страны и оценивает эффективность их работы.

Эти две части экономики тесно взаимосвязаны между собой. Решение вопросов на макроэкономическом уровне определяет условия функционирования производства на микроэкономическом уровне.

Микроэкономика охватывает весь спектр материального производства страны, преломляясь в конкретную экономику отдельных отраслей и предприятий. Для создания конкретного производства и обеспечения его эффективной работы необходимо решать комплекс экономических проблем, таких как, например, изучение рыночной потребности и ценовой конъюнктуры на продукцию, планируемую к выпуску; выбор и оценка оптимальной технологии, технической поддержки; обеспечение эффективной организации производства.

 

Место и роль горной промышленности в системе народного хозяйства

 

Народное хозяйство России представляет собой совокупность отраслей и сфер экономики, взаимосвязанных общественным разделением труда. Она включает отрасли материального производства и непроизводственной деятельности. Структура распределения трудовых ресурсов по отраслям и сферам деятельности представлена в табл. 1.1.

Промышленность является главной и ведущей отраслью народного хозяйства, так как она непрерывно воспроизводит материально-технические средства для всех отраслей народного хозяйства, обеспечивает расширенное воспроизводство и является материальной основой для роста экономической эффективности производства. Она объединяет большое число отраслей, в которых осуществляется добыча и переработка природных сырьевых ресурсов, создаются новые средства труда, предметы труда и предметы народного потребления.

Таблица 1.1

Структура распределения трудовых ресурсов России

 

Отрасль и сфера деятельности Занято трудовых ресурсов, %
1. Материальные отрасли производства, всего,  в том числе: 66,2
Промышленность 22,2
Сельское хозяйство 13,3
Лесное хозяйство 0,4
Строительство 7,7
Транспорт 6,4
Связь 1,3
Оптовая и розничная торговля, общественное питание 14,9
2. Сфера непроизводственной деятельности, всего  в том числе: 33,8
Жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания 5,3
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение 7,1
Образование 9,4
Культура и искусство 1,7
Наука и научное обслуживание 2,0
Финансы, кредит, страхование 1,1
Управление 4,4
Другие отрасли 2,8

 

По характеру воздействия на предмет труда отрасль промышленности делится на добывающую отрасль и обрабатывающую. Основной минерально-сырьевой и топливной базой для всего народного хозяйства страны является горнодобывающая промышленность. Деятельность таких отраслей как черная и цветная металлургия, энергетика, химическая, в решающей мере зависит от эффективной работы горной промышленности. Например, на производство 1 т чугуна требуется 2-3 т сырой руды и 1,5 т угля, на производство 1 т олова расходуется свыше 300 т руды, 1 т никеля – 200 т руды, 1 т меди – 100 т руды. При производстве электроэнергии 60-70% всех затрат – это затраты на топливо. Только металлургическая промышленность и тепловые электростанции потребляют до 60% добываемого в стране угля. Доля затрат энергии и топлива в общих затратах промышленного производства России составляет 10-12%.

Таким образом, следует отметить, что эффективность работы предприятий горнодобывающей промышленности обуславливает не только возможности и перспективы дальнейшего развития отраслей народного хозяйства, но и величину их затрат на производство продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...