Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация и методы управления людьми

 

Поведение человека определяется множеством мотивов, которые способны побуждать, заинтересовывать, направлять и активизировать поведение человека.

Мотивы – это стимулы, причины, силы, страсти, вызывающие или стимулирующие активность человека, побуждающие его вести себя определенным образом.

Наличие мотивов или мотивация заставляет человека действовать и вести себя определенным образом.

Мотивация – заинтересованность человека, обоснование его желаний и стремлений. Это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия.

В отношении трудового коллектива можно дать следующее определение мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения и стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности для достижения определенных целей. Применяя на практике принцип мотивации, руководитель превращает свои решения в дела.

Для понимания сущности мотивации необходимо представлять основополагающие понятия: потребности и вознаграждения.

Потребность – это ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности – физиологические; как правило, являются врожденными (потребность в пище, воде, потребность дышать, спать и др.). Вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, т. е. являются психологическими, например потребность в привязанности, уважении, успехе, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо.

Понятие «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем пpocтo деньги или удовольствие. Вознаграждением является вce тo, что человек считает ценным для себя. Поскольку ценности у людей различны, неодинакова и относительная ценность вознаграждения. Внутреннее вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, дружеских отношений с коллегами (внутренняя мотивация). Наиболее простой способ обеспечения данного вида вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задач. Внешнее вознаграждение — это тип вознаграждения, равнозначный понятиям «поощрение» или «премирование». Это вознаграждение, которое выдается организацией: зарплата, выплата пособий и льгот, бонусов, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (наличие личного кабинета), похвала и признание, a также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата страховки, служебный автомобиль), т. е. (внешняя мотивация). Какой именно тип вознаграждения в целях мотивации лучше использовать в большей степени, определяется, исходя из реальных потребностей работников.

Выделяют пять основных направлений улучшения мотивации труда: 1) материальное стимулирование; 2) повышение качества рабочей силы; 3) улучшение организации труда; 4) вовлечение персонала в пpoцecc управления; 5) неденежное стимулирование. Материальное стимулирование включает улучшение системы заработной платы, предоставление персоналу возможности участвовать в капитале предприятия и распределении прибыли. «Минус» материального стимулирования: одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами нe приводит к долгосрочному улучшению производительности труда (достигнув устраиваемого eгo уровня жизни, человек воспринимает деньги как условие нормального психологического состояния; главную роль будут играть другие способы мотивации труда). Улучшение качества организации труда включает в себя постановку целей, расширение трудовых функций, использование гибких графиков выполнения заданий, улучшение условий труда. Правильно поставленная цель может служить мотивирующим фактором для работника предприятия. Расширение трудовых функций вносит разнообразие в ежедневную работу сотрудников; может выражаться в увеличении числа операций, выполняемых работником, что увеличивает рабочий цикл, a, следовательно, повышает интенсивность труда. Этот способ мотивации целесообразно использовать при недозагруженности работников. Важно улучшение условий труда: в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях человек не хочет, да и не может правильно организовать свое рабочее время. Потребности время от времени меняются, нельзя рассчитывать на то, что один и тот же способ мотивации будет работать одинаково. В одном случае он окажется эффективным, a в другом не принесет никакой пользы.

Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллектив и отдельных работников для осуществления координации их деятельности в процессе работы организации.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы, отличающиеся способами воздействия на людей: административные, экономические и социально-психологические (а также их различные сочетания). Административные методы представляют собой прямое воздействие на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Административные методы управления характеризуются непосредственным воздействием управляющей системы на управляемый объект, ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. К числу административных методов управления могут быть отнесены нормативно-правовые и организационно-распорядительные. Нормативно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств законодательного, нормативно-правового и административно-управленческого воздействия на социально-правовые отношения персонала на производстве. Организационно-распорядительные методы управления включают в себя различные формы распорядительства, подготовку и принятие управленческих решений в виде письменных или устных приказов и распоряжений, а также контроль за их выполнением в процессе производства.

Способы административного воздействия:

1) организационные воздействия – штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав предприятия;

2) распорядительные воздействия – приказы; распоряжения; указания; инструктирование; наставления; целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения.

3) материальная ответственность и взыскания – ответственность за задержку трудовой книжки; добровольное возмещение ущерба предприятию; удержания из заработной платы; депремирование; полная материальная ответственность; коллективная материальная ответственность;

4) дисциплинарная ответственность и взыскания – замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение;

5) административная ответственность – предупреждения; штрафы; возмездное изъятие предметов; административный арест; исправительные работы.

Экономические методы базируются на правильном использовании экономических законов производства. С помощью экономических методов (материальное стимулирование, установление экономических норм и нормативов, страхование) осуществляется материальное стимулирование коллектива в целом и отдельных работников.

Классификация экономических методов управления:

1) плановое ведение хозяйства – свободное предпринимательство; план экономического развития; портфель заказов; критерий эффективности; конечные результаты;

2) хозяйственный расчет — самостоятельность; самоокупаемость; самофинансирование; экономические нормативы; фонды стимулирования;

3) оплата труда – должностной оклад для служащих; тарифная ставка для рабочих; дополнительная зарплата; вознаграждение; премия;

Социально-психологические методы управления представляет собой совокупность средств социального и психологического воздействия на персонал предприятия для достижения требуемых экономических результатов, основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, ценности и т.п.). Известны эти методы как методы убеждения. Специфика этих методов заключается в значительном использовании неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

К ним относятся: моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; регулирование межличностных и межгрупповых отношений; создание и поддержание морального климата в коллективе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...