Выбор материала закрытой цилиндрической зубчатой передачи. Определение допускаемых напряжений
1. Выбор твердости, термообработки и материала колес передачи. Материал зубчатой передачи и его характеристики выбираются в зависимости от расположения зубьев на ободе колес пары и номинальной мощности двигателя . Материал выбирается одинаковый для шестерни и колеса, но для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни назначается больше твердости колеса. При этом следует ориентироваться на дешевые марки стали. Так как рассчитывается закрытая зубчатая передача с непрямыми зубьями со средней мощностью , то, учитывая выше изложенные условия, выбираю для колеса и шестерни сталь 40Х. Термообработка колеса и шестерни – улучшение. Интервал твердости зубьев: шестерни : 269…302 НВ колеса : 235…262 НВ. Определяем среднюю твердость зубьев шестерни:
НВ,
где - крайнее левое и правое значение из интервала твердостей зубьев шестерни. Находим среднюю твердость зубьев колеса:
НВ, где - крайнее левое и правое значение из интервала твердостей зубьев колеса. При этом надо соблюсти необходимую разность средних твердостей зубьев, т.е. должно выполнятся условие . При значениях , разность , следовательно, условие выполняется. Определяем механические характеристики стали шестерни: , , . Определяем механические характеристики стали колеса: , , . Предельные значения размеров заготовки: диаметр шестерни , толщина обода или диска колеса . 2. Определение допускаемых контактных напряжений. Определяем коэффициент долговечности для зубьев шестерни :
,
где – число циклов перемены напряжений, полученное интерполированием по средней твердости шестерни (А.Е. Шейнблит «Курсовое проектирование деталей машин», таблица 3.3., стр. 55),
- число циклов перемены напряжений за весь срок службы. Здесь – угловая скорость быстроходного вала, – срок службы, где лет – срок службы привода, – коэффициент годового использования, – коэффициент суточного использования). лет, циклов. Так как , то принимаем . Определяем коэффициент долговечности для зубьев колеса :
где – число циклов перемены напряжений, полученное интерполированием по средней твердости колеса (А.Е. Шейнблит «Курсовое проектирование деталей машин», таблица 3.3., стр. 55),
.
Здесь - угловая скорость тихоходного вала. . Так как , то принимаем . Находим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса , соответствующие пределу выносливости при числе циклов перемены напряжений и : , . Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни и колеса : , . Выбираем окончательное допускаемое контактное напряжение , как меньшее из полученных значений для шестерни и колеса. При этом выполняется условие . 3. Определение допускаемых напряжений изгиба. Определяем коэффициент долговечности для зубьев шестерни :
,
где – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости, циклов. Так как , то принимаем. Определяем коэффициент долговечности для зубьев колеса :
.
Так как , то принимаем . Находим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса , соответствующие пределу выносливости при числе циклов перемены напряжений : , . Определяем допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерни и колеса : , . Для расчета модуля зацепления используют допускаемое напряжение , как меньшее из полученных значений для шестерни и колеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|