Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика как наука, предмет ее изучения




Оглавление

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.. 2

1.1. Статистика как наука, предмет ее изучения. 2

1.2. Теоретические основы и методы статистики. 4

Тема 2. Статистическое наблюдение.. 5

2.1. Формирование информационной базы статистического исследования. 5

2.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. 6

2.3. Организационные формы статистического наблюдения. 8

2.4. Виды и способы наблюдения. 9

2.5. Ошибки статистического наблюдения. 10

Тема 3. Статистическая сводка и группировка.. 11

3.1. Содержание статистической сводки. 11

3.2. Группировка, ее типы и виды.. 11

3.3. Методология статистической группировки. 12

3.4. Вторичная группировка. 13

3.5. Статистические таблицы.. 14

3.6. Ряды распределения. 15

Тема 4. Абсолютные и относительные величины... 16

4.1. Абсолютные величины.. 16

4.2. Относительные величины и их виды.. 17

Тема 5. Средние величины... 20

5.1. Сущность средних величин и научные основы их исчисления. 20

5.2. Виды средних величин.. 21

5.3. Расчет средней арифметической из интервального ряда распределения. 24

5.4. Свойства средней арифметической и расчет ее способом моментов. 24

5.5. Структурные средние. 26

Тема 6. Показатели вариации.. 27

6.1. Понятие вариации признака и значение ее статистического изучения. 27

6.2. Показатели вариации. 28

6.3. Дисперсия альтернативного признака. 31

6.4. Упрощенные способы расчета дисперсии. 31

6.5. Виды дисперсий и правило их сложения. 32

Тема 7. Ряды динамики.. 34

7.1. Ряды динамики и правила их построения. 34

7.2. Показатели ряда динамики и методы их расчета. 36

7.3. Измерение сезонности. 39

7.4. Выявление основной тенденции ряда динамики. 44

Тема 8. Выборочный метод.. 46

8.1. Сущность выборочного наблюдения, причины и практика его применения. 46

8.2. Ошибки репрезентативности и теоретические основы их определения. 47

8.3. Способы отбора и виды выборочного наблюдения. 49

8.5. Определение необходимой численности выборки. 55

8.6. Способы распространения данных выборочного наблюдения. 57

Тема 9. Корреляционный анализ связей.. 58

9.1. Понятие о корреляционной связи и методы ее установления. 58

9.2. Измерение степени тесноты корреляционной связи в случае парной зависимости 60

9.3. Корреляция рангов. 63

9.4. Определение тесноты связи между атрибутивными признаками. 65

9.5. Множественная корреляция. 66

Тема 10. Индексы... 68

10.1. Сущность индексного метода анализа. Группировка индексов. 68

10.2. Агрегатный индекс как основная форма экономического индекса. 69

10.3. Построение агрегатных индексов для различных по составу совокупностей. 71

10.4. Средние индексы как преобразованная форма агрегатных индексов. 72

10.5. Система индексов средних качественных показателей. 96

10.6. Цепные и базисные индексы.. 108

10.7. Индексы в зарубежной статистике и аспекты их применения в отечественной практике 109

10.8. Территориальные индексы.. 111

10.9. Индексный анализ многофакторных моделей. 93

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

Статистика как наука, предмет ее изучения

Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "определенное положение вещей". В настоящее время этот термин употребляется в трех значениях.

Во-первых под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обобщению и анализу данных, характеризующих развитие страны, ее отдельных регионов, отраслей хозяйства и отдельных предприятий.

Во-вторых под статистикой понимают итоговые показатели, количественно характеризующие различные стороны общественной жизни, которые публикуются в статистических сборниках, прессе, представляются в статистической отчетности.

В-третьих, статистикой называют науку, которая занимается разработкой теоретических положений и методов по сбору и обработке цифровых данных.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь. Статистическая практика применяет методы, разработанные статистической наукой; в свою очередь статистическая наука, опираясь на цифровые материалы практики, разрабатывает новые положения науки.

Как наука статистика зародилась значительно позднее, чем практика статистических обследований. Оформилась обособленно она к середине XVII в. и начало ее обычно связывают с именем английского экономиста В. Петти, которого К. Маркс считал отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики. В XVIII в. статистическая теория получила широкое развитие в Германии, видными ее представителями были Г. Конрикег, Г. Ахенваль. Наиболее ярким представителем зарубежной статистики XIX в. являлся бельгийский ученый А. Кетле.

Большой вклад в формирование статистической теории внесла русская дореволюционная статистика. В XVIII в. выходят работы К.Ф. Германа, Ю.Э. Янсона, в XIX в. – А.И. Чупрова, А.А. Кауфмана и др. К концу XIX в. Россия превратилась в один из центров научной статистической мысли.

XX столетие характеризуется дальнейшим развитием практической и научной деятельности статистиков. Яркими ее представителями являются американские статистики И. Фишер, К. Митчелл, русские статистики А.Я. Боярский, Б.С. Ястремский, В.С. Немчинов и другие.

Предметом статистики как науки являются массовые явление общественной жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

В определенный исторический момент общественные явления имеют различные размеры и соотношения между собой, различную интенсивность развития. В каждой отдельной стране различны размеры производства и потребления продуктов, экспорта и импорта, численности населения и т.д. Все эти объемы, соотношения и динамику общественных явлений и изучает статистика. Она изучает также влияние природных и технических факторов на изменение общественных явлений.

Явления и процессы общественной жизни статистика отражает в виде обобщающих статистических показателей. Статистический показатель – это количественная оценка свойств изучаемого явления. В статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон. При помощи этих показателей статистика характеризует размеры изучаемых явлений, их особенности, тенденции развития, их взаимосвязи и соотношения. Для получения всесторонней и объективной характеристики какого-либо явления необходимо использовать не один, а систему статистических показателей. Система статистических показателей – это комплекс взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, отражающих реально существующие взаимосвязи признаков и явлений. Система показателей дает качественно иную информацию, чем отдельные показатели.

Статистика представляет собой систему научных дисциплин: общая статистика, экономическая и социальная статистика, комплекс отраслевых статистик. Каждая из дисциплин имеет свой конкретный предмет изучения и свою систему обобщающих статистических показателей.

Общая теория статистики формулирует общие принципы и методы статистического изучения массовых общественных явлений, систему общих показателей статистики.

Экономическая статистика разрабатывает методику расчета и анализа синтетических показателей, которые характеризуют состояние всей национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, уровень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Социальная статистика формирует систему построения и анализа показателей, характеризующих социально-демографические процессы, уровень общественную нравственность и т.д.

Отраслевые статистики изучают показатели, специфичные для каждой отрасли экономической и социальной статистики, основываясь на методах анализа общей теории статистики. К отраслям экономической статистики относятся статистика промышленности сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, природных ресурсов и т.д. К отраслям социальной статистики относятся демографическая статистика, статистика права, политики, культуры, науки, просвещения и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...