№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудоемкость (час. )
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Предмет методики развития речи детей и задачи курса.
2. Методологические основы методики.
3. Естественнонаучные и психологические основы методики.
4. Лингвистические основы методики.
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. К. Д. Ушинский о родном языке и о его воспитательно-образовательном значении.
2. К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков.
3. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения русскому языку.
4.. Метод. указания К. Д. Ушинского по поводу первоначального обучения рус. /языку.
Занятие 2.
Вопросы к занятию. 1. Е. И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.
2. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е. И. Тихеевой.
3. Разделы работы по р/ речи детей.
4. Е. И. Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.
5. Развитие речи в первые годы жизни ребенка.
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Роль речевого общения в развитии речи детей.
2. Формы общения детей со взрослыми.
3. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.
4. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками.
|
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Методы и приемы словарной работы.
2. Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
3. Формирование словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
4. Методика проведения д/игр на развитие словаря.
5. Лексические упражнения.
6. Формирование словаря в разных видах деятельности
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
2. Методика формирования морфологической стороны речи.
3. Формирование способов словообразования.
4. Формирование синтаксической стороны речи.
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Методика обследования звуковой стороны речи детей.
2. Этапы обучения правильному звукопроизношению.
3. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в возрастных группах.
4. Формирование общих речевых навыков на занятиях.
5. Анализ разработанных студентами конспектов занятий по обучению звукопроизношению.
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек.
2. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи.
3. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
4. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
Занятие 2.
Вопросы к занятию.
1. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
2. Типы картин для детских садов. Требования к картинам.
3. Методика рассматривания картин в возрастных группах.
4. Виды детских рассказов по картинам.
5. Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.
6. Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картин; по одной картинке).
7. Специфика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Методика ознакомления детей со словом.
2. Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.
3. Методика ознакомления со слоговым строением слова.
4. Методика ознакомления детей со звуковым строением слова.
|
|
|
| Занятие 1.
Вопросы к занятию.
1. Проблема диагностики речевого развития детей в психологической и педагогической литературе.
2. Методика диагностики уровня речевого развития детей.
Занятие 2.
Вопросы к занятию.
1. Способы оформления результатов диагностики.
2. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.
|
|
|
| Занятие 1. Задачи, содержание и формы преподавания методики развития речи в педагогическом колледже.
Занятие 2. Технология учебных занятий по методике развития речи в педагогическом колледже.
|
|
№
п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Трудоемкость (час. )
|
| Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина
| Заполнить терминологический словарь основными понятиями – словарь Выделить общие свойства языка и речи, их различия – таблица
Подготовить схему умений воспитателя по В. Марковой – схема
Выписать основные положения - выписки
|
|
| Из истории методики развития речи.
| Анализ учебной книги «Родное слово» - конспект
Составить аннотацию на работу Е. И. Тихеевой – аннотация
Взгляды исследователей – реферат
Общение воспитателя и детей – протокол записи
|
|
| Система работы по развитию речи в детском саду.
| Выделить психолого-педагогические характеристики программы – выписки
Средства развития речи – таблица Выделить виды занятий - таблица
Методы и приемы таблица
|
|
| Методика развития словаря.
| Разработать занятие по словарю в одной из групп – конспект занятия
|
|
| Методика формирования грамматического строя речи
| Занятие по грамматическому строю речи – конспект занятия
|
|
| Методика воспитания звуковой культуры речи.
| Занятие по звуковой культуре речи – конспект занятия
|
|
| Методика развития связной речи.
| Занятие по связной речи – четыре конспекта занятий
|
|
| Методика работы с художественной литературой.
| Выписать особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах – таблица
Подготовить письменно выступление по вопросу ознакомления дошкольников с одной из малых форм фольклора – реферат
Разработать сценарий литературного утренника – конспект занятия
|
|
| Подготовка детей к обучению грамоте.
| Подобрать и провести 2 игры по ознакомлению детей со словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением – текст
Разработать конспект занятия по обучению грамоте – конспект
|
|
| Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
| Подобрать диагностику и провести диагностирование готовности к овладению грамотой дошкольников; дать письменный анализ результатов – текст
Подобрать диагностику для изучения 1 стороны речи дошкольников (возраст на выбор преподавателя и студента) – диагностические методики
|
|
| Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.
| Разработать план-конспект урока – конспект урока
Разработать структуру (план) семинара-практикума для воспитателей ДОУ; сформулировать тематику докладов; подготовить текст и подобрать практические задания для участников – текст
Планирование 1 рабочего дня – план работы на один день
|
|