Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
|
|
Контактная работа с преподавателем (всего)
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) Семинары (С)
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
Доклад
|
|
|
|
|
Подготовка к лабораторным занятиям
|
|
|
|
|
Разработка презентаций
|
|
|
|
|
Подготовка и прохождение тестирования, контр. /работ
|
|
|
|
|
Решение педагогических задач и проблемных ситуаций
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации: зачет (рейтинговая система)
| зачет
| зачет
| зачет
|
|
экзамен (рейтинговая система)
| экз
| | | экз
|
Общая трудоемкость часы
|
|
|
|
|
зачетные единицы
|
| 3, 5
| 2, 75
| 2, 75
|
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела (в дидактических единицах)
|
| Теоретические основы методики развития речи
| В ходе изучения данной темы необходимо дать представление о предмете методики развития речи и задачах курса.
Определить место курса “Теория и методика развития речи детей” в системе подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.
Раскрыть научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Показать роль родного языка и речи в развитии ребенка. Функциональные характеристики родного языка.
Охарактеризовать методы исследования в методике развития речи. В данной теме раскрываются вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике, а также развитие методики в России. Данная тема раскрывается в следующей последовательности:
-цели и задачи развития речи детей;
-методические принципы развития речи;
-программа развития речи;
-средства развития речи;
-методы и приемы развития речи.
|
| Методика формирования разных сторон речи у детей
| В ходе изучения темы необходимо дать представление о слове-отношении к понятию. Раскрыть понятие словарной работы и ее значение.
Раскрыть особенности развития словаря детей дошкольного возраста, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
Рассмотреть методику словарной работы в разных возрастных группах. В данной теме необходимо остановиться на следующих моментах:
-грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития;
-задачи и содержание формирования грамматического строя речи у детей разных возрастных групп;
-пути формирования грамматической стороны речи у детей;
-методы и приемы обучения грамматически правильной речи;
-о детском словотворчестве. Изучая тему, необходимо раскрыть:
-понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка;
-особенности усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи;
-задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах;
-систему работы по формированию чистого и правильного звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах. В данной теме раскрываются теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Рассматривается развитие связной речи как главная задача дошкольного учреждения.
Дается представление о ребенке и речевой среде, о речевом общении как основном средстве освоения результатов социального опыта.
Характеризуются задачи и содержание обучения связной речи; методы и приемы формирования связной речи; общие вопросы методики обучения рассказыванию. В изучении данной темы раскрываются следующие вопросы:
-значение детской художественной литературы для воспитания ребенка;
-особенности восприятия детьми литературных произведений;
-задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой;
-формы работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста;
-виды занятий по ознакомлению с художественной литературой;
-методика их проведения в различных возрастных группах детского сада;
-использование простых моделей. В данной теме необходимо остановиться на следующих вопросах:
-из истории обучения чтению и письму;
-подготовка детей к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи; цель и задачи этой работы;
-этапы работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду;
-методы и приемы обучения грамоте в детском саду;
-подготовка к обучению письму.
|
| Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
| Проблема диагностики речевого развития детей в психологической и педагогической литературе. Методика диагностики уровня речевого развития детей. Способы оформления результатов диагностики. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми.
|
| Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.
| Изучение темы включает следующие вопросы:
-задачи преподавания методики развития речи в дошкольных педагогических колледжах и училищах;
-содержание и структура программы курса;
-урок как основная форма учебной работы по методике развития речи в дошкольном педагогическом колледже, училище; типы уроков и их структура;
-формы учета знаний и приемы активизации учащихся на уроке.
|