13.1. Методические рекомендации для преподавателя
13. 1. Методические рекомендации для преподавателя Основные формы организации обучения: проведение лекций; практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов и т. п. ). Различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет (5, 6 семестр), экзамен (7 семестр). Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. В течение изучения материалов курса все студенты сдают зачеты в устной форме по вопросам представленным им заранее –5, 6 семестры; участвуют в устных собеседованиях по материалам курса, изучаемым самостоятельно; по окончании каждой темы студенты выполняют контрольные задания (вопросы контрольных заданий представлены в методическом кабинете, материалах кафедры). По окончании изучения курса все студенты сдают экзамен – 7 семестр. 13. 2. Методические рекомендации для студентов 13. 2. 1 Перечень вопросов к зачету 1. " Теоретические основы методики развития речи". 1. Каковы предмет методики, ее фундаментальные и прикладные задачи?
2. В чем заключается роль методологических подходов в определении стратегии работы по развитию речи и обучению родному языку? 3. Какова роль языка и речи в развитии ребенка? 4. Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюстрирующие связь методики со смежными науками. 5. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада? 6. Какие гипотезы о происхождении языка вы знаете? 7. Почему без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком? 8. В чем различия устной и письменной речи? 2. 6. Проведение лекций по выбранному учебному предмету
Предмет и задачи возрастной психологии 1. Предмет возрастной психологии. 2. Задачи возрастной психологии. 3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
1. Предмет возрастной психологии. (Лекция 1) Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому. Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени. Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений: 1) филогенез; 2) антропогенез; 3) онтогенез; 4) микрогенез. Виды изменений: 1. количественные качественные 2. эволюционные; революционные 3. прогресс; регресс Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека. По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный) Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов.
Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность. Предпосылки психического развития – биологические особенности организма. Источник психического развития – социальная среда. Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий. Среди процессов развития выделяют два вида: а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе; б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций. Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями. Хронологический возраст. Биологический возраст. Психологический возраст. Социальный возраст. Субъективный возраст. Выделяются нормы развития: среднестатистические; социокультурные; индивидуально-личностные; комбинированные Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В. И. Слободчиков). Примеры изученных механизмов: ü интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л. С. Выготский); ü подражание формам поведения другого; ü рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В. И. Слободчиков). В психологии описаны следующие закономерности психического развития: 1. Неравномерность; 2. Гетерохронность; 3. Неустойчивость развития; 4. Сензитивность развития; 5. Кумулятивность развития; 6. Дивергентность-конвергентность хода развития. Области развития: 1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека; 2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах. 3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|