Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




5. 2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование последующих дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Семейная педагогика и воспитание детей дошкольного возраста + + +  
Основы специальной педагогики и психологии + + +  
Управление дошкольным образованием + + + +  
Практика в группах детей дошкольного возраста + + +  
Методическая практика в д/с + + +  
Учебная практика по написанию ВКР + + + +  

5. 3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем Лекц. Практ. Зан. Лаб. Зан. Сем. СРС Всего
Теоретические основы методики развития речи -
1. 1 Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина - -
1. 2 Из истории методики развития речи. - -
1. 3 Система работы по развитию речи в детском саду. -
Методика формирования разных сторон речи у детей -
2. 1 Методика развития словаря. -
2. 2 Методика формирования грамматического строя речи -
2. 3 Методика воспитания звуковой культуры речи. -
2. 4 Методика развития связной речи. -
2. 5 Методика работы с художественной литературой. - -
2. 6 Подготовка детей к обучению грамоте. -
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста -
Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах - -

Всего

-

6. Лекции

№ п/п Тематика лекций Трудоемкость (час. )
Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль родного языка и речи в развитии ребенка. Методы исследования в методике развития речи.
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике. Развитие методики в России.
Цель и задачи развития речи детей. Методические принципы развития речи. Программа развития речи. Средства развития речи. Методы и приемы развития речи.
Понятие словарной работы и ее значение. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста. Задачи и содержание словарной работы в детском саду. Общие вопросы методики словарной работы.
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Методика формирования морфологической, синтаксической сторон речи; способов словообразования.
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Методика обучения звукопроизношению на занятиях. Формирование звуковой выразительности речи.
Введение. Лингвистические основы методики развития связной речи. Психологические основы развития связной речи в детском саду. Проблема развития связной речи дошкольников в педагогической литературе.
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Особенности восприятия детьми литературных произведений. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой на занятиях. Использование художественной литературы вне занятий.
Сущность подготовки к обучению грамоте. Из истории методов обучения грамоте. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Методика обучения грамоте дошкольников.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.

7. Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час. )
1 раздел. Тема: «Система работы по развитию речи в детском саду». Занятие № 1-2. Цель: Изучить особенности построения программ для ДОУ (раздел “Развитие речи”); дать их анализ.
2 раздел. Тема: «Методика развития словаря». Занятие № 3-5. Цель: Изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста. Формировать у студентов навыки отбора содержания словарной работы в одной из возрастных групп. Познакомить с разными формами и методами словарной работы в дошкольном учреждении. Задание № 1. Изучить запас словаря по одной из программ детского сада. Задание № 2. Определить примерный словарь минимум для одной из возрастных групп по теме, предложенной педагогом. Задание № 3. Наблюдение и анализ словарной работы в разных возрастных группах. Задание № 4. Провести с детьми с целью активизации их словаря детскую игру или лексическое упражнение.
2 раздел. Тема: Методика формирования грамматического строя речи Занятие № 6. Цель: Изучить некоторые особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задание № 1. Проверить навыки употребления детьми трудных грамматических форм (несклоняемые имена существительные, родительный падеж множественного числа имен существительных, изменение основы глаголов, образование сравнительной степени имен прилагательных и др. ).   Задание № 2. Подготовить реферативное сообщение по книге К. И. Чуковского “от двух до пяти” о словотворчестве детей.   Задание № 3. Подготовить сообщение по статье из опыта работы: Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2, 3. Задание № 4. Разработать 2-3 грамматических упражнения для детей 3-6 лет. Задание № 5. Подготовить конспект занятия по обучению детей грамматически правильной речи.
2 раздел. Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи. Занятие № 7-8. Цель: Изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. Задание № 1. Изучить состояние звуковой стороны речи детей. Задание № 2. Провести наблюдения и анализ занятий в разных возрастных группах: -рассказ-драматизация с игрушками (младшая группа); -обучение произношению шипящих или сонорных звуков (средняя группа); -закрепление произношения звуков, их дифференциация, подготовка к звуковому анализу (старшая и подготовительная группы). Задание № 3. Провести индивидуальные занятия с детьми по воспитанию звуковой культуры речи.
2 раздел. Тема: Методика развития связной речи. Занятие № 9. Цель: Изучить особенности диалогической и монологической речи детей в ситуации общения “взрослый-ребенок”, “ребенок-ребенок”, познакомить с формами и методами работы по обучению детей диалогической речи. Задание № 1. Провести наблюдение за общением воспитателя и детей. Цель: изучить особенности диалогической речи детей Задание № 2. Провести индивидуальные беседы с детьми. Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах студентов с детьми. Задание № 3. Провести наблюдение занятий с детьми в разных возрастных группах (беседа по картинке, дидактическая игра, рассматривание игрушек и предметов). Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально организованной учебной деятельности. Задание№4. Провести наблюдение и анализ занятий по обучению монологической речи детей разного возраста (описание игрушек или картин, творческие рассказы с опорой на наглядный материал и без опоры).
2 раздел. Тема: Методика работы с художественной литературой. Занятие № 10. Цель: познакомиться с содержанием и методикой работы воспитателя по теме “Ознакомление детей с художественной литературой”; определить место книги в организации педагогического процесса с детьми на занятиях и в повседневной жизни; проанализировать наличие условий речевого развития детей с использованием художественной литературы; изучить содержание и формы методической работы по развитию речи. Задание № 1. А) Провести наблюдение и анализ занятия в старшей или подготовительной к школе группе (чтение нескольких произведений на одном занятий). Б) Самостоятельно провести занятие по заучиванию с детьми стихотворения и использованию малых форм фольклора. Задание № 2. Сделать анализ уголка книги в детском саду. Задание № 3. Изучить литературные интересы двух-трех детей в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах. Разработать вопросы для бесед с детьми. Задание № 4. Составить рекомендательный список литературы для чтения и рассказывания детям и для уголка книги одной из возрастных групп (на май) на основе анализа программы и читательских интересов детей. Задание № 5. Ознакомиться с методической работой по развитию речи детей.
2 раздел. Тема: Подготовка детей к обучению грамоте. Занятие №11. Цель: познакомиться с содержанием методик обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста. Задание №1. Изучить литературу по теме, дать письменные ответы на вопросы: - определите сущность понятий «подготовка к обучению грамоте», «обучение грамоте», «обучение чтению»; - с какого возраста следует начинать обучение грамоте? Обоснуйте свой ответ; - с какого возраста следует начинать обучение чтению? Обоснуйте свой ответ. Задание №2. Проанализировать методики обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста, заполнить таблицу, где будет 6 столбцов: 1-й – название методики и ее автор (авторы); 2-й – метод обучения чтению, лежащий в основе методики; 3-й – цели и задачи работы с детьми; 4-й – принципы организации работы с детьми; 5-й – этапы методики; 6-й – методы и приемы работы.
3 раздел. Тема: Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Занятие №12. Цель: познакомиться и проанализировать методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста. Задание №1. Выпишите примеры реализации принципов организации и проведения диагностики, заполните соответствующие графы таблицы (таблица представлена в дидактических материалах кафедры). Задание №2. Изучите (по согласованию с преподавателем) какой-либо аспект речевого развития дошкольника, по выбранной вами методике.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...