№
п/п
| Наименование последующих дисциплин
|
№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
| Семейная педагогика и воспитание детей дошкольного возраста
| +
| +
| +
|
|
| Основы специальной педагогики и психологии
| +
| +
| +
|
|
| Управление дошкольным образованием
| +
| +
| +
| +
|
| Практика в группах детей дошкольного возраста
| +
| +
| +
|
|
| Методическая практика в д/с
| +
| +
| +
|
|
| Учебная практика по написанию ВКР
| +
| +
| +
| +
|
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем
| Лекц.
| Практ.
Зан.
| Лаб.
Зан.
| Сем.
| СРС
| Всего
|
| Теоретические основы методики развития речи
|
|
|
| -
|
|
|
1. 1
| Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина
|
|
| -
| -
|
|
|
1. 2
| Из истории методики развития речи.
|
|
| -
| -
|
|
|
1. 3
| Система работы по развитию речи в детском саду.
|
|
|
| -
|
|
|
| Методика формирования разных сторон речи у детей
|
|
|
| -
|
|
|
2. 1
| Методика развития словаря.
|
|
|
| -
|
|
|
2. 2
| Методика формирования грамматического строя речи
|
|
|
| -
|
|
|
2. 3
| Методика воспитания звуковой культуры речи.
|
|
|
| -
|
|
|
2. 4
| Методика развития связной речи.
|
|
|
| -
|
|
|
2. 5
| Методика работы с художественной литературой.
|
| -
|
| -
|
|
|
2. 6
| Подготовка детей к обучению грамоте.
|
|
|
| -
|
|
|
| Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
|
|
|
| -
|
|
|
| Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах
|
|
| -
| -
|
|
|
Всего
|
|
|
| -
|
|
|
№
п/п
| Тематика лекций
| Трудоемкость (час. )
|
| Предмет методики развития речи и задачи курса.
Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Роль родного языка и речи в развитии ребенка.
Методы исследования в методике развития речи.
|
|
| Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.
Развитие методики в России.
|
|
| Цель и задачи развития речи детей.
Методические принципы развития речи.
Программа развития речи.
Средства развития речи.
Методы и приемы развития речи.
|
|
| Понятие словарной работы и ее значение.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду.
Общие вопросы методики словарной работы.
|
|
| Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей.
Методика формирования морфологической, синтаксической сторон речи; способов словообразования.
|
|
| Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения.
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Этапы обучения правильному звукопроизношению.
Методика обучения звукопроизношению на занятиях.
Формирование звуковой выразительности речи.
|
|
| Введение.
Лингвистические основы методики развития связной речи.
Психологические основы развития связной речи в детском саду.
Проблема развития связной речи дошкольников в педагогической литературе.
|
|
| Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Особенности восприятия детьми литературных произведений.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой на занятиях.
Использование художественной литературы вне занятий.
|
|
| Сущность подготовки к обучению грамоте.
Из истории методов обучения грамоте.
Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
Методика обучения грамоте дошкольников.
|
|
| Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
|
|
| Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.
|
|
№
п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость (час. )
|
| 1 раздел. Тема: «Система работы по развитию речи в детском саду».
| Занятие № 1-2.
Цель: Изучить особенности построения программ для ДОУ (раздел “Развитие речи”); дать их анализ.
|
|
| 2 раздел. Тема: «Методика развития словаря».
| Занятие № 3-5.
Цель: Изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста. Формировать у студентов навыки отбора содержания словарной работы в одной из возрастных групп. Познакомить с разными формами и методами словарной работы в дошкольном учреждении.
Задание № 1. Изучить запас словаря по одной из программ детского сада.
Задание № 2. Определить примерный словарь минимум для одной из возрастных групп по теме, предложенной педагогом.
Задание № 3. Наблюдение и анализ словарной работы в разных возрастных группах.
Задание № 4. Провести с детьми с целью активизации их словаря детскую игру или лексическое упражнение.
|
|
| 2 раздел. Тема: Методика формирования грамматического строя речи
| Занятие № 6.
Цель: Изучить некоторые особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Задание № 1. Проверить навыки употребления детьми трудных грамматических форм (несклоняемые имена существительные, родительный падеж множественного числа имен существительных, изменение основы глаголов, образование сравнительной степени имен прилагательных и др. ).
Задание № 2. Подготовить реферативное сообщение по книге К. И. Чуковского “от двух до пяти” о словотворчестве детей.
Задание № 3. Подготовить сообщение по статье из опыта работы: Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2, 3.
Задание № 4. Разработать 2-3 грамматических упражнения для детей 3-6 лет.
Задание № 5. Подготовить конспект занятия по обучению детей грамматически правильной речи.
|
|
| 2 раздел. Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи.
| Занятие № 7-8.
Цель: Изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Задание № 1. Изучить состояние звуковой стороны речи детей.
Задание № 2. Провести наблюдения и анализ занятий в разных возрастных группах:
-рассказ-драматизация с игрушками (младшая группа);
-обучение произношению шипящих или сонорных звуков (средняя группа);
-закрепление произношения звуков, их дифференциация, подготовка к звуковому анализу (старшая и подготовительная группы).
Задание № 3. Провести индивидуальные занятия с детьми по воспитанию звуковой культуры речи.
|
|
| 2 раздел. Тема: Методика развития связной речи.
| Занятие № 9.
Цель: Изучить особенности диалогической и монологической речи детей в ситуации общения “взрослый-ребенок”, “ребенок-ребенок”, познакомить с формами и методами работы по обучению детей диалогической речи.
Задание № 1. Провести наблюдение за общением воспитателя и детей.
Цель: изучить особенности диалогической речи детей
Задание № 2. Провести индивидуальные беседы с детьми.
Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах студентов с детьми.
Задание № 3. Провести наблюдение занятий с детьми в разных возрастных группах (беседа по картинке, дидактическая игра, рассматривание игрушек и предметов).
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально организованной учебной деятельности.
Задание№4. Провести наблюдение и анализ занятий по обучению монологической речи детей разного возраста (описание игрушек или картин, творческие рассказы с опорой на наглядный материал и без опоры).
|
|
| 2 раздел. Тема: Методика работы с художественной литературой.
| Занятие № 10.
Цель: познакомиться с содержанием и методикой работы воспитателя по теме “Ознакомление детей с художественной литературой”; определить место книги в организации педагогического процесса с детьми на занятиях и в повседневной жизни; проанализировать наличие условий речевого развития детей с использованием художественной литературы; изучить содержание и формы методической работы по развитию речи.
Задание № 1.
А) Провести наблюдение и анализ занятия в старшей или подготовительной к школе группе (чтение нескольких произведений на одном занятий).
Б) Самостоятельно провести занятие по заучиванию с детьми стихотворения и использованию малых форм фольклора.
Задание № 2. Сделать анализ уголка книги в детском саду.
Задание № 3. Изучить литературные интересы двух-трех детей в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах. Разработать вопросы для бесед с детьми.
Задание № 4. Составить рекомендательный список литературы для чтения и рассказывания детям и для уголка книги одной из возрастных групп (на май) на основе анализа программы и читательских интересов детей.
Задание № 5. Ознакомиться с методической работой по развитию речи детей.
|
|
| 2 раздел. Тема: Подготовка детей к обучению грамоте.
| Занятие №11.
Цель: познакомиться с содержанием методик обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста.
Задание №1. Изучить литературу по теме, дать письменные ответы на вопросы:
- определите сущность понятий «подготовка к обучению грамоте», «обучение грамоте», «обучение чтению»;
- с какого возраста следует начинать обучение грамоте? Обоснуйте свой ответ;
- с какого возраста следует начинать обучение чтению? Обоснуйте свой ответ.
Задание №2. Проанализировать методики обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста, заполнить таблицу, где будет 6 столбцов:
1-й – название методики и ее автор (авторы);
2-й – метод обучения чтению, лежащий в основе методики;
3-й – цели и задачи работы с детьми;
4-й – принципы организации работы с детьми;
5-й – этапы методики;
6-й – методы и приемы работы.
|
|
| 3 раздел. Тема: Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
| Занятие №12.
Цель: познакомиться и проанализировать методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста.
Задание №1. Выпишите примеры реализации принципов организации и проведения диагностики, заполните соответствующие графы таблицы (таблица представлена в дидактических материалах кафедры).
Задание №2. Изучите (по согласованию с преподавателем) какой-либо аспект речевого развития дошкольника, по выбранной вами методике.
|
|