Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Характер человека. Основные психологические понятия по теме. Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия




Тема 8. Характер человека

План

1. Понятие о характере.

2. Структура характера.

3. Типы характера.

 

Основные психологические понятия по теме

Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера – это своего рода «заострение» его определенного свойства, которое сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков.

Акцентуация астеническая – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

Акцентуация гипертимная – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца.

Акцентуация дистимная – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

Акцентуация истероидная, или демонстративная – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие и пр.

Акцентуация конформная – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм.

Акцентуация лабильная – резкая смена настроения в зависимости от ситуации.  

Акцентуация неустойчивая – склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.

Акцентуация паранойяльная, или застревающая – повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.

Акцентуация психастеническая – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждению, тенденция к образованию обсессий (это разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций: например, навязчивое мытье рук, страх перед числом 3, т. к. в слове рак три буквы и т. д. ).

Акцентуация сенситивная – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

Акцентуация циклоидная – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.

Акцентуация шизоидная – отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения.

Акцентуация эпилептоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений к действительности: в отношении к другим людям – общительность или замкнутость (экстраверсия и интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.; в отношении кделу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность, активность или пассивность, инициативность, исполнительность, предприимчивость, трудолюбие, усердие и пр.; в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, самообладание или несдержанность, высокомерие или скромность и пр.;   в отношении к собственности (вещам, продуктам деятельности) – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте суть понятия «характер».

2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

4. Что вы знаете о классификации черт характера?

5. Как характер проявляется через деятельность?

6. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?

7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгардом и А. Е. Личко.

8. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

9. Объясните проявление трансформации характера в течение жизни.

10. Что такое самовоспитание и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?

 

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Э. Кречмер объяснял характер следующими факторами:

а) эндокринными;

б) социальными;

в) наследственно-приобретенными;

г) соматическим состоянием;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

2. З. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются:

а) динамические тенденции;

б) чувствования;

в) осознаваемые побуждения;

г) сексуальные тенденции;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Детерминанты свойств характера надо искать в следующем:

а) в особенностях генотипического фонда;

б) в учете средовых влияний;

в) во внутренних побуждениях личности;

г) в суммировании генотипических и средовых влияний;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

4. Для истероидного акцентуанта труднее всего:

а) вступать в эмоци­ональные контакты с людьми;

б) переносить невнимание к своей особе;

в) быть на виду;

г) ориентироваться в социальной обстановке;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

5. Характер считается патологическим, если он:

а) относительно ста­билен во времени;

б) имеет тотальное проявление;

в) социально дезадаптирован;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

6. В характере психастеников проявляются следующие черты:

а) нерешительность;

б) твердость;

в) инициативность;

г) жестокость;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

7. Признаки эпилептоидного характера следующие:

а) раздражительность;

б) приступы ярости и гнева;

в) напряженное состояние инстинктивной сферы;

г) моральные дефекты;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

8. Шизоидная личность:

а) эмоционально отзывчива;

б) общительна;

в) эмпатична;

г) адаптивна;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

9. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:

а) головные боли;

б) усиленное сердцебиение;

в) тошнота;

г) го­ловокружения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

10. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой сосредотачивается энергия человека в процессе:

а) приобретения и потребления ве­щей;

б) установления отношений с другими людьми;

в) установления отношений с самим собой;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Задание №3. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: темперамент – тип высшей нервной деятельности.

Характер – (наследственность, воспитание, отражение, акцентуа­ция, темперамент).

2. Образец: личность – направленность.

Характер – (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля).

3. Образец: темперамент – сангвиник.

Акцентуация характера – (эмоции, темперамент, психастения, мотивация).

Задание №4. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту характера?

1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких денег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорь­евна, на плечи которой была возложена забота о бюджете и благополучии семьи.

2. Выдающийся гуманист нашего времени А. Швейцер для поддержания своей миссионерской деятельности в Ламбарене был вынужден пе­риодически возвращаться к профессии органиста, что приносило ему доход, позволяющий и дальше следовать своему предназначению.

3. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознается, что он, как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом, переживает глубокий душевный конфликт, связанный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждающимся.

Задание №5. Ниже приведены факторы, влияющие на воспитание характера. Какие из них, на ваш взгляд эффективны, а какие – нет?

Подражание, внушение и самовнушение, наказание, поощрение, убеждение, идентификация, эмпатия, рефлексия, мировоззрение, личностная направленность, играние социальных ролей.  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...