Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия. Диагностический материал по теме 7. Человек как личность
Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под духовностью в философии и психологии? 2. Что имеется в виду, когда говорят: «душевный человек», «духовный человек»? 3. Опишите основные темы или вопросы, касающиеся поведения человека, ответы на которые должна стремиться получить общая теория личности? 4. Думаете ли вы, что психология со временем откроет все, что можно узнать о природе людей? 5. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? 6. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? 7. Приведите из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру. 8. Какое из трех основных направлений психологии XX века – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология – наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Почему? 9. Приведите из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру.
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) темперамент; в) направленность; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Подструктуры психологической структуры личности образуют: а) мировоззрение; б) эмоции;
в) воля; г) социальные установки; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Личностные свойства, обусловленные социально, – это: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны.
5. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, это: а) задатки; б) нравственность; в) лидерство; г) гуманность; д) рефлексы; е) все ответы верны.
Задание №2. Из данных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение. 2. Человек, самосознание, «Я-концепция», «Я-идеальное», сознание, личность.
Задание №3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действительности; д) рефлексы; е) все ответы верны.
2. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности; г) он является творческим субъектом; д) рефлексы; е) все ответы верны.
3. В становлении личности участвуют следующие механизмы: а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоение социальных ролей; г) формирование ценностей; д) рефлексы; е) все ответы верны.
Задание №4. Установите соответствие между формами направленности личности и их содержанием.
1. Ценностные ориентации. 2. Убеждения. 3. Мировоззрение. 4. Склонность. 5. Интересы. 6. Установка:
а) мотив, побуждающий к познавательной деятельности;
б) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать; в) представление, знание, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношения к действительности; г) способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости; д) система сложившихся взглядов на окружающий мир; е) положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию.
Диагностический материал по теме 7. Человек как личность
7. 1. Методика определения направленности личности (Ориентационная анкета Б. Басса) Ход выполнения задания Анкета содержит вопросы соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, Которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО». 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дольше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта в столбце «МЕНЬШЕ ВСЕГО». 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивыми!
Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно. 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы. Б. Сознания того, что работа сделана хорошо. В. Сознание того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры. Б. Известным игроком. В. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход. Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету. В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе. Б. С удовольствием работают в коллективе. В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности. Б. Были верны и преданы мне. В. Были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: А. С кем складываются хорошие взаимоотношения. Б. На кого всегда можно положиться. В. Кто может много достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается. Б. Когда портятся отношения с товарищами. В. Когда меня критикуют. 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними. Б. Вызывает дух соперничества в коллективе. В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями. Б. Ощущение выполненных дел. В. Когда меня за что-нибудь хвалили. 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни. Б. По-настоящему увлечен своим делом. В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь школа должна: А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь. Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика. В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями. Б. Для отдыха и развлечений. В. Для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны. Б. У меня интересная работа. В. Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю, когда: А. Другие люди меня ценят. Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. В. Приятно провожу время с другими. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать. Б. Написали о моей деятельности. В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю (учусь). 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход. Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету. В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17. Для меня нет ничего хуже, чем А. Оскорбление личного достоинства. Б. Неудача при выполнении важного дела. В. Потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: А. Успех. Б. Возможности хорошей совместной работы. В. Здравый практический ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: А. Считают себя хуже других. Б. Часто ссорятся и конфликтуют. В. Возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом. Б. Имеешь много друзей. В. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: А. Доступным. Б. Авторитетным. В. Требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми. Б. О жизни знаменитых и интересных людей. В. О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером. Б. Композитором. В. Солистом. 24. Мне бы хотелось: А. Придумать интересный конкурс. Б. Победить в конкурсе. В. Организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать. Б. Как достичь цели. В. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны. Б. Прежде всего выполнить свою задачу. В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьями. Б. Просматривая развлекательные фильмы. В. Занимаясь своим любимым делом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|