Диагностический материал по теме 6. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
Диагностический материал по теме 6. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека 6. 1. Методика исследования свойств темперамента Ход выполнения задания Предлагается дать ответ на предложенные ситуации, выбрав только один вариант из четырех. Причем выбрать необходимо тот способ реагирования, который больше соответствует вашему поведению. 1. В ситуации, когда требуется быстро действовать, учащийся: а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно без лишних слов; г) действует неуверенно, робко.
2. Как реагирует учащийся на замечания учителя: а) говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то б) возмущается, что ему делают замечание; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен.
3. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит: а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением.
4. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она еще не закончена или сделана, как выясняется, с ошибкой: а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки; в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. При решении трудной задачи (или задания), если она сразу не получается: а) бросает, потом опять продолжает решать;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает свое возмущение; в) спокойно; г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания: а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говоря ни слова; г) проявляет растерянность.
7. В незнакомой обстановке: а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно. Обработка результатов Результаты наблюдения оформляются в таблицу (табл. III. 1)
Таблица III. 1 Результаты предпочтений выбора
Примечание: Буквы перед вариантами поведения в каждой из предложенных семи ситуациях означают: а) сангвиник, б) холерик, в) флегматик, г) меланхолик. Подсчитывается количество плюсов в каждом из 4-х столбцов, которые соответствуют определенному типу темперамента.
6. 2. Методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант) Ход выполнения задания Данную методику целесообразно применять с 10-12 лет.
Дается инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке на бланке ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят? 4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения? 13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь? 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)? 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 16. Тебе можно доверить любую тайну? 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? 18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (без физических нагрузок) сильно бьется сердце. 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 23. Ты часто чувствуешь себя усталым? 24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом...? 25. Ты обычно весел и всем доволен? 26. Обидчив ли ты? 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами? 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29. У тебя бывают головокружения? 30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят людей в неловкое положение? 31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться? 33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли так, что не можешь усидеть на месте? 35. Ты обычно быстро принимаешь решения? 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся кошмарные сны? 38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться в обществе своих друзей, приятелей, подруг? 39. Тебя легко огорчить чем-нибудь? 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание? 42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь? 43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры? 44. Ты всегда ешь, что тебе подают? 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят? 46. Ты любишь часто ходить в гости? 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48. Был ли когда-нибудь груб с родителями? 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье? 52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить? 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников? 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Бланк ответов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|