Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Ключ для обработки результатов. 7.2. Методика исследования самооценки и уровня притязаний (по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан)




Обработка результатов

С помощью методики выявляются следующие направленности:

Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) –  заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным «ключом» (см. табл. III. 4. )

                                                                                                   Таблица III. 4

Ключ для обработки результатов

№ п/п Я О Д № п/п Я   О Д
А В Б Б В А
Б В А А В Б
А В Б А В Б
В Б А А Б В
Б А В А Б В
В А Б В Б А
В Б А Б А В
А Б В Б А В
В А Б В А Б
А В Б Б В А
Б В А А В Б
Б А В В А Б
В А Б Б А В
А В Б        

 


7. 2. Методика исследования самооценки и уровня притязаний (по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан)

Ход выполнения задания

Исследование основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Респонденту предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у себя этих качеств (показатель самооценки) и уровня развития этих же качеств, который бы удовлетворял данного испытуемого (показатель уровня притязаний).

 

Обработка результатов

Обработка результатовисследования проводится по шести шкалам (первая тренировочная, – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ оценивается в баллах, и результаты сравниваются с результатами, приведенными в таблице III. 5.

                                                                                                 Таблица III. 5

Оценка и интерпретация уровня притязаний

 и уровня самооценки

Параметр

Количественная характеристика, балл

 

Норма

 
низкий средний высокий очень высокий
Уровень притязаний менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки менее 45 45-59 60-74 75-100

 

Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную характеристику (например, 54 мм =54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определяется:

а) уровень притязаний (расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) высота самооценки – от «0» до знака «–»;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении испытуемых к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистической (адекватной) самооценке. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивая себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество ниже 45 баллов указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствие способностей и тому подобное позволяет не прилагать никаких усилий.

7. 3. Методика психодиагностики уровня развития личности

Ход выполнения задания

Данная методика позволяет ознакомиться с техникой самопознания и усвоить некоторые методики диагностики личностных и профессионально-значимых качеств педагога, психолога, соци­ального работника; прояснить «Я-концепцию» и выявить уровень ее сформированности, а также развить умение выявлять и анализировать свои психологические характеристики и окружающих людей.

Перед Вами список из 16 личностных качеств (табл. 10). Отметьте выраженность у Вас каждого из этих качеств, обведя кружочком соответствующую цифру. Цифра 1 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 10 – максимальную степень проявления качества, указанного в правом столбце.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...