Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Оценочная таблица для шкалы экстраверсия-интроверсия. Оценочная таблица для шкалы экстраверсия-интроверсия




Обработка результатов

1. Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме положительных ответов «+» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «–» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59 (см. табл. 6).

2. Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность определяется суммой положительных ответов «+» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 (см. табл. 7).

3. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «+» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «–» на вопросы 4, 12, 20, 32, 40, 48.                                                                                                            

Таблица III. 2

Оценочная таблица для шкалы экстраверсия-интроверсия

Интроверсия

Экстраверсия

Значительная Умеренная Умеренная Значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

 

Таблица III. 3

Оценочная таблица для шкалы нейротизма (эмоциональная стабильность-эмоциональная нестабильность)

 

Эмоциональная стабильность

Эмоциональная нестабильность

Высокая Средняя Высокая Очень высокая
1-7 8-11 12-18 19-24

 

По шкале социальной желательности показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении испытуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

По полученным данным строится график. Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип вашего темперамента.

 

                                                 Нейротизм 

                                                                                                                  

                                                        24

                                                        22

                              Меланхолик 20   Холерик

                                                        18

                                                        16

      Интроверсия                     14                          Экстраверсия

                            

                             0 2 4 6  8 10 12  14 16 18 20 22 24

                                                         10

                                 Флегматик 6        Сангвиник

                                                          4

                                                         2

                                                         0

                                           Эмоциональная

                                           устойчивость

Рис. III. 1 График зависимости эмоциональной устойчивости
от направленности личности

 

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Ниже приводится характеристика «чистых» типов темперамента.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности.

Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д.; в других – вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.

Меланхолик трудно сосредоточивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный человек, при неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Темы для рефератов

1. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

2. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

3. Личность и темперамент.

 

Литература

1. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус. – Пятигорск, 1990.

2. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. – М.: Просвещение, 1964.

3. Небылицын, В. Д. Основные свойства нервной системы человека. Избранные психологические труды / В. Д. Небылицын; Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.

4. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психоло­гических различий / В. М. Русалов. – М.: Наука, 1979.

5. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

6. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии. Перевод с пол. / Я. Стреляу; Под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

7. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. – Т. 1. / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985.

Тема 7. Человек как личность и индивидуальность

План

1. Принцип духовности в человеческой реальности.

2. Ступени духовного роста человека.

3. Общее представление о личности в психологии.

4. Личность как социокультурная реальность.

5. Психологические теории личности.

6. Структура личности.

7. Формирование и развитие личности.

8. Понятие о человеческой индивидуальности.

9. Универсальность как полнота бытия человека.

 

Основные психологические понятия по теме

Духовность – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях.

Идеал – образ человека, являющегося образцом для других

Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самосовершенствовании. Это сочетание психологических особенностей человека составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность – целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкурентных условий.

Нравственность – регулирующая функция человеческого поведения.

Потребность – основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Поступок – сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Стыд – эмоция человека, котораяпереживается как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя.

Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности личностью по их значимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...