Обработка результатов. Темы для рефератов. Литература. Раздел IV. Психология субъектности человека. Тема 10. Ощущение. Основные психологические понятия по теме
Обработка результатов Подсчитайте количество плюсов. 1. «Метафоризация» сумма «плюсов» (ответов «да» 1-го ряда: вопросы: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50) –– способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение – признак творческой одаренности. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения 2-3 балла. 2. «Образность представлений» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51) –– способность к яркому образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности. 3. «Символизация» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52) –– способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. 4. «Вербализация» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53) –– легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. 5. «Абстрагирование» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54) –– способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления. 6. «Рефлексивность» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55) –– способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательного продумывания своих действий. 7. «Ручные навыки» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56) –– способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.
Темы для рефератов 1. Межполовые индивидуальные различия в способностях. 2. Условия ускоренного развития человеческих способностей. 3. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
Литература 1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. – М.: Наука, 1977. 2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997. 3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999. 4. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. 5. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. – Л., 1985. 6. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971. 7. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М.: Знание, 1984. 8. Одаренные дети. – М., 1991. 9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т С. Л. Рубинштейн. – М., 1989. 10. Cапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. 11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. 12. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. – Т. 1. / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. Раздел IV. Психология субъектности человека Тема 10. Ощущение План 1. Понятие об ощущениях. 2. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. 3. Виды ощущений: а) интероцептивные (органические); б) проприоцептивные (кинестезические); в) экстероцептивные ( дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные )
4. Свойства ощущений. Чувствительность и её измерение. Понятие о порогах.
Основные психологические понятия по теме Адаптация – приспособление к внешним условиям. Различают физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Аккомодация – приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов (у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика). Бинокулярное зрение – видение одного и того же объекта обоими глазами; обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов. Интероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма. Кинестезические ощущения – ощущения движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов. Ощущеия – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Проприоцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении. Последовательный образ – кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя. Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, – нижний порог, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, – верхний порог. Разностный порог ─ наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Сенсорный – относящийся к органам чувств. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Синестезия – взаимодействие ощущений разных модальностей (слух, зрение и др. ). Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия. Экстероцептивные ощущения – сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|