Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Темы для рефератов. Литература. Раздел IV. Психология субъектности человека. Тема 10. Ощущение. Основные психологические понятия по теме




Обработка результатов

Подсчитайте количество плюсов.

1. «Метафоризация» сумма «плюсов» (ответов «да» 1-го ряда: вопросы: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50) –– способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение – признак творческой одаренности. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения 2-3 балла.

2. «Образность представлений» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51) –– способность к яркому образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.

3. «Символизация»  сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52) –– способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности.

4. «Вербализация» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53) –– легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.

5. «Абстрагирование» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54) –– способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления.

6. «Рефлексивность» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55) –– способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательного продумывания своих действий.

7. «Ручные навыки» сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56) –– способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

 

Темы для рефератов

1. Межполовые индивидуальные различия в способностях.

2. Условия ускоренного развития человеческих способностей.

3. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

 


Литература

1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. – М.: Наука, 1977.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.

4. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968.

5. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. – Л., 1985.

6. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971.

7. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М.: Знание, 1984.

8. Одаренные дети. – М., 1991.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т С. Л. Рубинштейн. – М., 1989.

10. Cапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

12. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. – Т. 1. / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985.


Раздел IV. Психология субъектности человека

Тема 10. Ощущение

План

1. Понятие об ощущениях.

2. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.

3. Виды ощущений:

а) интероцептивные (органические);

б) проприоцептивные (кинестезические);

в) экстероцептивные ( дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные )

4. Свойства ощущений. Чувствительность и её измерение. Понятие о порогах.

 

 

Основные психологические понятия по теме

Адаптация – приспособление к внешним условиям. Различают физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.

Аккомодация – приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов (у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика).

Бинокулярное зрение – видение одного и того же объекта обоими глазами; обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.

Интероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Кинестезические ощущения – ощущения движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов.

Ощущеия – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

Проприоцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Последовательный образ – кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя.

Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, – нижний порог, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, – верхний порог.

Разностный порог ─ наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Сенсорный – относящийся к органам чувств.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Синестезия – взаимодействие ощущений разных модальностей (слух, зрение и др. ).

Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстероцептивные ощущения – сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...