Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для самостоятельной работы




Литература

1. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. ─ Л.: ЛГУ, 1961.

2. Линдсей, П. Переработка информации у человека. Введение в психологию / П. Линдсей, Д. Норман. ─ М., 1974.

3. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. ─  М., 1975.

4. Смирнов, С. Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. ─ М., 1985.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. ─ М., 1989.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. ─ М., 1975.

 


Материал для самостоятельной работы

Самый чувствительный прибор [1]

 

Мы ощущаем запах искусственного мускуса, когда его концентрация равна 5× 10-15 грамма в одном кубическом сантиметре воздуха. Длина Телецкого озера 78 километров, средняя ширина – 3 километра, а преобладающая глубина – 20 метров. Объем воды в нем около 46× 109 кубических метров. Чтобы ощущался запах мускуса в таком объеме воздуха, достаточно растворить примерно стакан (230 граммов) этого кристаллического вещества.

Техника пасует перед понятием «вкус», «аромат». Никакой прибор не может заменить людей редкой профессии – дегустаторов. А ведь без них не может обойтись ни один международный аукцион по продаже чая, кофе, табака, вин и не создаются их новые сорта.

Глаз человека – еще более чувствительный прибор. Он различает около полумиллиона цветов и тонов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии двадцати семи километров. Вспышка света, продолжающаяся 0, 0003 секунды, уже моет быть воспринята глазом.

Напомним, что один разряд молнии продолжается 10-4 сек., а вся вспышка 0, 01-0, 1 сек. Энергия, которая вызывает едва заметное зрительное ощущение, так мала, что только за шестьдесят миллионов лет смогла бы нагреть один грамм воды на один градус.

Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость предмета, поэтому обычный костер практически виден только за шесть-восемь километров, свет карманного электрического фонарика и зажженная спичка – примерно за полтора километра, огонек папиросы – за полкилометра.

 

Где кузнечик?

Кто из вас не ловил звонко стрекотавшего кузнечика и никак не мог его поймать? Только подкрадешься к прыгуну, слышишь – он уже совсем в другой стороне трещит.

На самом деле все иначе. Кузнечик сидит на месте, а вы неверно определили направление звука. Если стать так, чтобы слышать кузнечика не перед собой, а сбоку, и, не поворачивая головы, идти на звук, то поймать его не составит большого труда.

Попросите вашего приятеля закрыть глаза и звонко ударяйте двумя какими-либо предметами, скажем камешками, на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы. Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Утверждаю, что ни ваш приятель, да и никто другой не сможет точно определить направление звука. Звук будет казаться «прыгающим, как кузнечик». Если же ударять камнем сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет, и человек легко укажет место, откуда исходит звук.

Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно наклоняем и поворачиваем голову так, чтобы звук был сбоку.

 

 

Тема 11. Восприятие

План

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

2. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, структурность, избирательность.

3. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия.

 

Основные психологические понятия по теме 

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Избирательность – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Наблюдательность – свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Осязание − вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений.

Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Сенсорика – понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?

2. Какие перцептивные действия выделяют в процессе восприятия?

3. Что понимается под наблюдением, и какие требования нужно учитывать при формировании наблюдательности у учащихся?

4. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?

5. Чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. п. ). Какое свойство восприятия в этом проявляется?

6. Чем обеспечивается объемность восприятия предметов?

7. Каковы особенности восприятия времени в зависимости от содержания деятельности?

8. Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к наглядным пособиям и их показу?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...