Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия. Темы для рефератов
Вопросы для обсуждения 1. Из каких отделов состоит анализатор? 2. Какие существуют пороги ощущений? 3. Раскройте сущность адаптации и охарактеризуйте её виды. 4. Чем обусловлено явление последовательного образа? 5. В чем сущность сенсибилизации и синестезии? 6. Какое явление имеет место, когда длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться?
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Физиологической основой ощущений является действие анализаторов. Каждый анализатор состоит: а) из 2 отделов; б) из 3 отделов; в) из 4 отделов; г) из 5 отделов. 2. Интероцептивными ощущениями являются: а) ощущения движения; б) вкусовые ощущения; в) органические ощущения; г) зрительные ощущения.
3. Ощущение – это: а) отражение предметов и явлений в совокупности их свойства и частей; б) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений; в) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира; г) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов воспринятого прежде.
4. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, – это: а) чувствительность; б) абсолютный нижний порог ощущений; в) абсолютный верхний порог ощущений; г) разностный порог ощущений.
5. Сенсибилизация – это: а) кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя; б) повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов; в) взаимодействие ощущений разных модальностей; г) способность реагировать на сравнительно слабые воздействия.
6. Температура помещений, окрашенных в холодные тона (синий, серый) воспринимаются человеком на 3-50С ниже, чем она есть на самом деле, это связано с явлением… а) синестезии; б) взаимодействия анализаторов; в) адаптации; г) сенсибилизации.
7. У правшей кинестетическая чувствительность больше развита в правой руке, а тактильная в левой, это связано с: а) врожденными особенностями анализатора; б) взаимодействием органов чувств; в) дифференциацией и специализацией ощущений под влиянием деятельности; г) адаптацией органов чувств к изменяющимся условиям. 8. Создание цветомузыки основано на: а) адаптации; б) сенсибилизации; в) синестезии; г) контрасте.
9. Общими свойствами ощущений являются (выберите правильные ответы): а) качество; б) интенсивность; в) обобщенность; г) длительность; д) предметность.
10. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 300С, воспринимается как теплый, – это: а) адаптация; б) контраст; в) синестезия; г) сенсибилизация.
11. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам, – это: а) сенсибилизация; б) контраст; в) синестезия; г) взаимодействие анализаторов.
Задание №2. Дополните высказывание. 1. Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств называется … 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется … … … 3. Максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, называется … … … 4. Кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя называется … … 5. Специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение, называются …
6. Способность реагировать на сравнительно слабые воздействия называется 7. Аппаратом ночного зрения зрительного рецептора являются … 8. Ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира, называются … 9. Ощущения, отражающие движение нашего тела, называются … 10. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется … 11. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется … 12. Приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов называется … Задание №3. Установите соответствие между закономерностями ощущений и конкретными примерами.
1. синестезия; 2. адаптация; 3. сенсибилизация; 4. специфическая сенсорная организация;
а) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари; б) А. Н. Скрябин обладал цветным слухом, т. е. слышал звуки, окрашенные в разные цвета; в) ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения; г) при обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.
Темы для рефератов 1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма. 2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений. 3. Особенности строения и функционирования зрительных ощущений. 4. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|