Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для рефератов. Литература. Материал для самостоятельной работы. Лекция по теме «Восприятие». Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то и




Темы для рефератов

1. Влияние мышления на развитие восприятия.

2. Законы и загадки зрительного восприятия.

3. Развитие восприятия у детей

4. Иллюзии восприятия.

 

Литература

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Ярославль, 1998.

2. Венгер, Л. А. Восприятие. Механизмы и модели / А. Л. Венгер. – М., 1974.

3. Логвиненко, А. Д. Зрительное восприятие пространства / А. Д. Логивенко. – М., 1981.

4. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие / А. Р. Лурия. – М., 1975.

5. Плужников, М. С. Среди запахов и звуков / М. С. Плужников, С. В. Рязанцев − М.: Молодая гвардия, 1991.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975.


Материал для самостоятельной работы

Лекция по теме «Восприятие»

Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.

Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.

Уже в акте восприятия предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом.

Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана или шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлекаясь от признаков, не играющих существенной роли. Мы выделяем ножки, на которых держится крышка стола, воспринимаем эту часть как имеющую наиболее существенное значение. Мы отвлекаемся от его формы, размера, количества ножек и выделяем как наиболее существенную часть образа те его части, которые имеют функциональное значение, сразу же относя его к категории письменного, обеденного или кухонного стола. Узнать стол означает восстановить в нашем сознании всё то, для чего он служит, и какое место он занимает в нашем практическом опыте.

Легко видеть, что восприятие является сложным процессом получения информации, стоящим на границе наглядного мышления. В случае, когда человек воспринимает знакомый предмет, процесс анализа существенных признаков и отнесения предмета к определенной категории протекает в свернутом виде и носит характер почти мгновенного узнавания. Однако, при восприятии мало знакомых предметов этот процесс протекает развернуто, и эти случаи позволяют обнаружить всю сложность этого процесса. Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет; движения глаз, прослеживающие видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящие слышимый звук и т. д. Необходимость движений глаза для формирования зрительного восприятия доказывается опытами, в которых искусственно останавливали движения глаза (например, впрыскивая вещества, которые парализуют мышцы). Эти опыты показали, что неподвижный глаз слеп. Стоит остановить движение (точнее изменение) изображения на сетчатке, как человек через 1-3 секунды теряет константность восприятия, затем вообще перестает видеть объекты.

Неподвижное касание также не дает никакой информации о форме объекта и даже о характере его поверхности. Аналогично, в отношении слуха было установлено, что слушая, например речь, человек неощутимо воспроизводит её про себя, соответственно напрягая мускулатуры речевого аппарата, как только напряжение в голосовых связках пропадает, то оказывается, что человек перестал слушать и понимать, что ему говорят.

Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.

В раннем детстве восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами начинает приобретать значительную самостоятельность.

Восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдения за человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому было возвращено зрение через 51 год, показали, что после операции он видел только расплывчатые очертания. Он не видел мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно его зрение восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. Он так и не научился читать глазами, он не мог нарисовать сложный предмет, если не исследовал его руками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...