Принципы, функции и система АП.
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Понятие, предмет и метод Административного права РФ АП является определяющей и ведущей отраслью правовой системы (в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дискуссионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений. Сущность административного права: – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами; – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.; – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. В буквальном смысле – «административный» - означает управленческий и соответственно «административное право» - понимается как управленческое право или право управления. «Административное право» опосредует управленческие отношения, придавая им упорядоченный характер и в них практически исключено юридическое равенство их участников. Отличительными признаками управленческих отношений – является наличие специальных субъектов – органов исполнительной власти. Отношения без их участия, в большинстве случаев, не могут относиться к предмету Административного права. Признаки управленческих отношений: • Нахождение сторон в отношениях субординации • Они являются разновидностью организационных отношений, путём упорядоченности деятельности • Сфера их возникновения – система государственного управления По мнению Воловича В.Ф. выделяется следующая классификация «общественных отношений», входящих в предмет Административного права и урегулированные его нормами:
Организация и функционирование публичного, государственного управления и регулирования; Взаимоотношения органов исполнительной власти, органов государственного управления с гражданами, юридическими лицами различных организационно-правовых форм (коммерческие/некоммерческие); Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; Установление порядка совершения управленческих действий, совершаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами; Юридическая форма укрепления организованности в обществе (административный правопорядок), укрепление государственной дисциплины, законности и правопорядка; Установление административно-правовых режимов (г. Северск – закрытое административно-территориальное образование); Административно-деликтное регулирование отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения (административная ответственность); Отношения в области административной юстиции; Под воздействием норм АП также находится определённая часть общественных отношения за пределами функционирования исполнительной власти. Возникающих во внутриорганизационной деятельности других ветвей власти. В этой связи управленческие отношения как ядро предмета АП в зависимости от конкретных целей, задач и содержания можно разделить на 2 группы: 1. Внутренние (внутриорганизационные) – их содержанием является: • Функционирование управленческих структур • Выработка взаимодействия между ними. • Распределение обязанностей, прав и ответственностей между работниками аппарата органа управления. Субъектами этих отношений могут выступать соподчинённые исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица
2. Внешние – к ним относятся отношения связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, которые в большинстве случаев не входят в систему исполнительной власти. В общем виде предмет современного административного права, составляет система общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе статики и динамики государственного управления и регулирования, а также реализации исполнительной власти. В настоящее время остаётся однозначно не решённым вопрос о включении в предмет АП отношений возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этой связи в науке АП нет единственного мнения на то, что органы местного самоуправления подчинены единой задачей российской системой управления, обеспечивают реализацию исполнительной системы, что в конечном счёте свидетельствует о их близости, родстве, едином начале с системой гос. управления. Метод. Административно-правовое регулирование осуществляется императивными нормами. Усмотрения (диспозитивность) допускается в установленных ими пределах. Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны или типичны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания. Своё выражения они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений представлены юридически властные полномочия, которые имеют своего адресата (другая сторона). Последний обязан подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношений Властность и односторонность как существенные признаки административно-правового регулирования не исключают в отдельных случаях использование дополнительных средств, в которых предполагается равенство участников управленческих отношений (в рамках административного договора). Определение метода правового регулирования во многом обусловлено определением предмета отрасли в большинстве своём это позволяет представителем административно-правовой науки предлагать своё определение метода АП и его содержания.
По мнению Козлова, способы правового регулирования, составляющие административно-правовой метод подразделяются на: 1.Предписания 2.Запреты 3.Дозволения. По его мнению, метод АП является единой категорией использующей в уникальном сочетании универсальные правовые средства. По мнению Манохина напротив, метод АП многогранен в него включаются методы властиподчинения, рекомендации, согласования и равенства. В конечном счете, административно-правовой метод соответствует определению императивного метода данного С.С. Алексеевым, он основан на предписаниях и запретах.
Принципы, функции и система АП. Принцип АП – ведущие, основные, руководящие идеи и начала, закреплённые в законодательстве, определяющие объём, характер и основания правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет АП. Принципы АП не имеют комплексного закрепления в н\п актах. Они рассредоточены по отдельным н\п актам таким как: КоАП, ФЗ «О государственной гражданской службе» и т.д.. Значение принципов АП можно свести к следующему: 1. Определяют направление развития административного законодательства. 2. Являются основой систематизации, каркасом отрасли. 3. Могут служить средством устранения пробелов административного законодательства С учётом особенности содержания и регламентации принципы подразделяются на: 1. Общие 2. Отраслевые 3. Внутриотраслевые (присуще отдельному институту) Анализ конституции РФ и иных нормативных актов, входящих в систему административного законодательства позволяет выделить следующие принципы: 1. Единство исполнительной власти в РФ 2. Разделение осуществления гос. власти. 3. Приоритета личности, её прав и свобод 4. Федерализма 5. Законности 6. Гласности 7. Ответственности Эти принципы в административно-правовой литературе именуются как «общие» и наряду с ними выделяются специальные принципы (отраслевые).
К ним относятся: 1. Принцип контроля 2. Профессионализма и компетенции 3. Иерархичности системы управления. 4. Специализации элементов системы управления Функции. Для современной теории права превалирующими являются понимание функций права как основных, ведущих направлений правового воздействия на общественные отношения, входящие в предмет конкретной отрасли. Применительно к АП – это отношения в области организации, функционирования и реализации исполнительной власти. В АП доминирует выделение регулятивной и охранительной функции, что является следствием позиции Алексеева, который подразделял функции права на регулятивную, статическую, динамическую и охранительную, отождествляя последнюю с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений и их неприкосновенность. Формами проявления регулятивной функции АП являются: 1. Правоисполнительная функция (поскольку АП есть юридическая форма реализации исполнительной власти) 2. Правотворческая функция является выражением, нормотворческих полномочий субъектов исполнительной власти 3. Организационная функция проистекающая из организационного характера государственно-управленчиской деятельности 4. Координационная функция – она обеспечивает взаимодействие всех элементов системы гос. управления. Охранительная функция обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, а также защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых отношений. По мнению Алёхина, выделять охранительную функцию АП нет необходимости, поскольку она находится в плоскости регулятивного воздействия норм АП. Система АП – это совокупность относительно самостоятельных элементов отрасли, правовых институтов, содержащих обязательные правила поведения (нормы права) для субъектов управленческих отношений. Системообразующим критерием АП выступает самостоятельный, единый предмет правового регулирования. Традиционно сформировалось деление системы АП на общую и особенную части. В общую часть АП входят институты, нормы которых регулируют все или большинство отношений входящих в предмет отрасли, т.е. в общей части сосредоточенны нормы общего действия. К ним относятся: 1. Общие положения – включаются нормы цели, задачи, принципы и нормы дефиниции 2. Административно правовые нормы – 3. Административно-правовые положения 4. Источники АП 5. Субъекты административных правоотношений 6. Организация и деятельность органов исполнительной власти 7. Формы и методы реализации исполнительной власти
8. Механизм обеспечения законности гос. управления 9. Административная ответственность и административное принуждение. Особенная часть АП, ее структура, включает и обусловлена делением ее институтов исходя из сферы регулирования их нормами: Управление экономической сферой, которая в свою очередь подразделяется на: - управление гос. имуществом, общие вопросы управления предпринимательской деятельностью - управление антимонопольной деятельностью - управление промышленностью - управление сельским хозяйством - управление транспортом - управление связью - управление ЖКХ и т.д. Управление социально-культурной сферой: - управление образования - управление в области науки - управление в области культуры - управление в области здравоохранения - управление в области социального обеспечения. Управление административно-политической сферой: - управление обороной - управление в области безопасности - управление внутренними делами - управление иностранными делами - управление в области юстиции. Имеется иной подход, отождествляющий систему административного права с совокупностью трех подсистем: - управленческое право - полицейское право (представлено в настоящее время нормами об административной ответственности) - административная юстиция, в рамках которой регламентируется обжалование действий или бездействий органов исполнительной власти или должностных лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|