Конституция РФ как определяющий источник АП
Конституция создает правовые пределы осуществления исполнительной власти, функционирование гос. режима и является основной юр. формой его выражения (речь идет о полит. централизации и децентрализации власти, принципе разделения властей, соотношении гражданского общества и субъектов исп. власти, неприкосновенности личности, защите ее прав и законных интересов). Конституция закрепляет ряд норм, носящих адм.-правовую направленность, например закрепляющие основные права, свободы, обязанности граждан, реализация которых преимущественно осуществляется в сфере гос. управления, нормы разграничивающие предметы ведения, а также полномочия между федеральными и региональными органами. В статье 72 КРФ закреплено то, что административное, административно-процессуальное з-во (а также законодательство об административной ответственности) относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Конституцией закреплен ряд положений, наделяющих публично-властные субъекты основными полномочиями. К таковым можно отнести их право на заключение адм. договоров, полномочия по управлению фед. собственностью, обеспечению обороны страны, гос. безопасности и т. д. Кроме того, Правительство РФ наделено правом разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты необходимые для реализации и исполнения большинства указанных полномочий. В статье 118 КРФ наряду с традиционными видами судопроизводства (уголовное, гражданское, конституционное) предусмотрено и адм. правосудие (производство), которое на сегодняшний день отдельно не регламентировано. По содержанию нормативные акты субъектов исполнительной власти (органов государственного управления) должны соответствовать Конституции РФ в части по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов, по историческим целям, то есть отвечать конституционным принципам и целя правового регулирования, а также исторически сложившемся фундаментальным принципам управления. Современное административное право в качестве исходного фундаментального источника безусловно признает Конституцию РФ, в то же время являясь важнейшим средством обеспечения самой Конституции.
КоАП как источник административного права Важным источником адм.-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания адм. ответственности, виды адм. наказаний, порядок производства по делам об адм. правонарушениях, подсудность и подведомственность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП к компетенции субъектов РФ. Нормы, содержащиеся в КоАПе, а также в законодательстве субъектов РФ, об административной ответственности получили наименование «административно-деликтное право» (поддерживают Козлов, Попов и др.). Нормы КоАП определяют составы административных правонарушений, ответственность за их совершение, определяют органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Одной из принципиальных новелл нового КоАП стало введение понятия «презумпции невиновности». До этого она распространялась лишь на отношения, регулируемые в сфере уголовно-правового регулирования. КоАП включает 5 разделов: • Общие положения – сюда включается нормы, образующие общую часть кодекса. • Особенная часть. • Субъекты, уполномоченные на рассмотрение административных дел. • Производство по соответствующим делам.
• Исполнение постановлений.
Систематизация источников административного права (кодификация, инкорпорация и консолидация) В силу разнообразности актов, входящих в систему административного законодательства, объединить их нереально. Систематизация административного законодательства - объективно необходимый элемент, обеспечивающий ее совершенствование, поскольку посредством систематизации происходит упорядочивание действующего административно-правового массива путем его обработки, изложения по определенной схеме или форме сводных кодифицированных актов. Выделяются 3 основные формы систематизации источников АП: • Кодификация – будучи обобщением действующих нормативных актов, в то же время направлена на установление новых норм, которые должны отражать решение назревших проблем в обществе, восполнять пробелы правового регулирования, заменяя устаревшие, «неудачные» нормы. Кодификация как форма совершенствования законодательства в результате заканчивается появлением нового сводного законодательного акта «стабильного содержания», который заменяет ранее действовавший акт. В этой части кодификацию можно рассматривать как сложную наиболее совершенную и высшую форму нормотворчества. Кодификация обладает рядом характерных черт: о В кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни. о В кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие значительную и достаточно обширную сферу отношений. о Сводный акт, упорядочивающий совокупность взаимосвязанных предписаний. о Кодификация рассчитана на создание более устойчивых стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. о Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. о Кодифицированный акт всегда имеет сложную внутреннюю структуру. В настоящее время осуществлена частичная кодификация норм административного права, что затрудняет эффективность их применения и создает предпосылки к нарушению законности, дисциплины, в том числе и государственными служащими. В настоящее время общая кодификация административного законодательства не представляется возможной.
• Инкорпорация – форма упорядочения административно-правовых норм, основанная на объединении существующего нормативного материала в зависимости от сферы его действия, сборники, собрания, своды. Нормы в данном случае предполагается систематизировать по темам, рубрикам без изменения их содержания. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. • Консолидация. Сущность консолидации состоит в создании единого нормативно-правового акта. На основе нескольких действующих, которые после его принятия признаются утратившими силу. Основная характерная черта консолидации - неизменность содержания правового регулирования соответствующих отношений. Данная форма особенно эффективна при объединении действующих норм из различных актов, от которых остались лишь фрагменты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|