Управление как социальная функция. Соотношение гос и общественного управления.
Для осуществления процесса управления необходимо наличие, во-первых, субъекта управления (того, кто управляет) и, во-вторых, объекта управления (кем управляют). Кроме того, необходимо существование между субъектом и объектом управления прямой и обратной связи (контроль), то есть отдание команд и распоряжений со стороны субъекта управления объекту управления и соответственно информирование о выполнении или невыполнении команд. Обратная связь в процессе управления (контроль) необходима для координации поведения объекта управления. Отдание команд и распоряжений в данном случае называется управляющим (регулирующим) воздействием. Управляющие (регулирующее) воздействие обеспечивает функционирование системы. Таким образом, управление есть функция организованных систем, обеспечивающая их целостность, сохранение структуры, поддержание должного режима их деятельности, с целью достижения стоящих перед ними задач. Управление обществом в экономической, социально–культурной, административно–полит. и др. сферах называется социальным управлением. Оно является одним из ведущих условий его нормального функционирования и развития. Ему присуще все основные черты, характеризующие общее понятие управления, однако в отличие от управления механическими системами управление социальными системами условно можно разделить на два вида: - государственное управление (управление делами государства); - негосударственное или общественное (управление делами частных организаций, общественных объединений и т.п.) Социальное управление для общества жизненно необходимо. Выступая в роли регулятора поведения людей, социальное управление, придает их взаимодействию организованный характер.
Признаки (особенности) социального управления: • социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; • объектом социального управления является поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними на основе соподчиненности воли; • реализация социального управления осуществляется через органы управления; Гос. управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле – это вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В этом случае под гос. управлением понимается – целенаправленное, организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. В узком смысле гос. управление - это организующая деятельность органов исполнительной власти. В этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид гос. деятельности, основу которого составляет деятельность исполнительных органов власти. Зачастую в административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности гос. управления. Например, с организационной точки зрения гос. управление – это упорядочивающее воздействие субъекта управления на объекты управления, т.е. это целенаправленное организующее подзаконное исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти осуществляющих функции гос. управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах общественной жизни. Учитывая изложенное, можно выделить основные подходе к пониманию гос. управления: 1. С точки зрения юр. науки – это один из видов гос. деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти. 2. С точки зрения кибернетики, социологии и общей теории управления - это целенаправленная и организованное воздействие гос. и его институтов на сферы гос. жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей гос. политики.
После принятия КРФ термин гос. управления не используется. На уровне этого акта введено понятие – исполнительная власть. Однако это не означает возникновение необходимости отказа от такой категории как гос. управление, поскольку это противоречит административно-правовой доктрине, а также содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных н\п актов используется такая категория.
17. Сущность и содержание государственного управления, его принципы и функции Формирование, развитие и совершенствование АП связаны прежде всего с гос. управлением. Государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле - это вид социального управления, субъектом которого выступает государством в целом. В этом случае под государственным управлением понимается организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. Причем их деятельность ограничена возложенными на них задачами, функциями, позволяя использовать свойственные им методы в соответствующих правовых формах. Козлов выделяет следующие характерные черты социального управления, проецируя их на гос. управление, в частности: • Оно не существует вне социальных связей и совместной деятельности. • Его основным назначением является упорядочение общей совместной деятельности. • Главным объектом воздействия является поведение участников такой деятельности. • Нуждается в особом механизме его реализации. В узком смысле государственное управление - организующая деятельность органов исп. власти. В этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид гос. деятельности, основу которой составляет деятельность органов исп. власти. Определение управления на современном этапе зависит от методологии исследования этого понятия. В основе понимания данной категории лежат не только правовые теории, но и знания кибернетики, социологии и теории управления (менеджмента). В административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности государственного управления, например, с организационной точки зрения государственное управление - это властное, упорядочивающее воздействие субъектов управления на объекты управления. Т.е. это целенаправленная организующая подзаконная исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность органов исполнительной власти, которые осуществляют функции гос. управления на основе и во исполнение нормативных актов (в т. ч. и законов) в различных отраслях и сферах общественной жизни.
Учитывая изложенное, можно выделить 3 основных подхода к пониманию гос. управления: • С позиций юридических нау к – один из видов государственной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. • С точки зрения кибернетики и социологии – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы общественной жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей государственной политики. • С точки зрения менеджмента и политологии – это государственный менеджмент и управление коллективами посредством планирования, организации, руководства и контроля. После принятия КРФ термин «государственно управление» в основном законе не используется. Введено понятие исполнительная власть. Однако это не означает отказ от использования прежнего термина, поскольку это противоречит правовой доктрине, содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных нормативно-правовых актов используется такая категория. По мнению Козлова, исполнительная власть по своей сути является видом гос. управления. Объекты гос. управления – общество в целом, отдельные отрасли и сферы деятельности. Для государственного управления свойственны следующие признаки: • Его субъектами являются органы исполнительной власти. • Государственно-властная сущность проявляется в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной формах. • Носят правовой характер, поскольку его организация регламентирована правовыми нормами, и оно существует на основе правовых предписаний.
• Носит подзаконный характер, что предопределено назначением и сущностью исполнительной власти. • Предметное содержание выражается в исполнении законов. • Государственное управление характеризуется непрерывностью, постоянством, профессиональной основой. • Ориентировано на выполнение гос. задач и функций. Функции, формы, методы и стадии являются основными элементами гос. управления. К функциям государственного управления относятся: o Анализ ситуации – осуществляется посредством изучения и оценки общественных процессов и является необходимым обоснованием научного управления, что в конечном счете обеспечивает оптимальный выбор целей, задач и способов их выполнения. o Планирование – выработка путей достижения конкретных результатов, путей и средств их достижения. o Прогнозирование – научная выработка стратегии управления и предвидение его результатов, исходя из общественных изменений и процессов. o Программирование – выражается в определении целей деятельности и средств их достижения. o Информация – поскольку взаимный обмен полученными данными позволяет принимать и направлять соответствующие сигналы, лежащие в основе принятия управленческих решений. o Регулирование. o Организация – обеспечивает формирование системы государственного управления, обеспечение ее функционирования, определяя правовое положение органов, которые в нее входят, в том числе формы и методы управления. o Координация – обеспечение сбалансированной согласованной работы различных органов управления. o Контроль – обеспечивает проверку деятельности относительно выполнения требований действующего законодательства. Контроль может осуществляться в отношении неопределенного (неподчиненного) круга субъектов, а также в отношении подведомственных органов. o Целенаправленность – поскольку бесцельного управления быть не может. Для государственного управления свойственен определенный порядок его осуществления. В этой связи выделяются следующие стадии: • Определение целей и задач, подлежащих управлению. • Подготовка и принятие необходимых решений для их выполнения. • Организация выполнения принятых решений. • Контроль за их выполнением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|