Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, признаки, виды и масштабы распространения коррупции в органах государственной, региональной власти и органах местного самоуправления




ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин - «corrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода процесса управления делами общества.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного, регионального и муниципального управления. Опасным последствием распространения коррупции стало разложение государственного, регионального и муниципального аппаратов управления, дискредитация власти в целом.

Наряду с этим, об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов государственной власти направленная на противодействие коррупции, выражающееся в принятии ряда нормативно-правовых актов, в частности: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ, Закон Красноярского края «О противодействии коррупции в Красноярском крае» от 07.07.2009 №8-3610, Указ Президента «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 №925, Решение Красноярского городского совета депутатов «О мерах по противодействию коррупции в городе Крсноярске» от 22.12.2009 №8-144, также ряда постановлений, распоряжений органов местного самоуправления города Красноярска.

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии генезиса, переживает не просто изменения, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев, поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе и негативным.

Усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению институтов всех уровней власти, отсутствию доверия к ней со стороны граждан, формирует в людях социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.

Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур со всеми ветвями и уровнями власти, проникновению организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом.

Объектом данной работы является коррупция в системе органов местного самоуправления муниципального образования город Красноярск.

Предмет исследования - истоки, виды, условия возникновения и существования коррупции в системе органов местного самоуправления, а также организационные и правовые механизмы противодействия коррупции в деятельности органов местного самоуправления.

Цель дипломной работы - проанализировать коррупцию как социальное явление, изучить основания распространения коррупции в системе муниципального управления, выявить особенности антикоррупционной политики государства, региональных властей, органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо:

рассмотреть коррупцию как социально - правовое явление;

выявить основания распространения коррупции в системе органов местного самоуправления;

проанализировать антикоррупционную политику государства.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, постановления, решения государственных и муниципальных органов, аналитические и статистические материалы МВД РФ, исследования социологических организаций, научные труды историков, политологов, социологов, юристов, материалы периодической печати, материалы электронных источников информации.

Структура дипломной работы соответствует поставленным в работе целям. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Глава 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Понятие, признаки, виды и масштабы распространения коррупции в органах государственной, региональной власти и органах местного самоуправления

 

Успех противодействия коррупции во многом зависит от зрелости понимания данного вопроса, и наоборот, как свидетельствует мировой опыт, неглубокие и разрозненные представления о данном явлении способны завести антикоррупционную деятельность в тупик, а порой - многие десятилетия «водить за нос» разработчиков государственной политики в области противодействия коррупции.

Идеальную ситуацию президент России Дмитрий Медведев сформулировал так: «Коррупция должна стать неприличной». Но она таковой становиться упорно не хочет.

Выделяют следующие типы понимания коррупции:

. Системное понимание: при активном интересе к проблеме, есть системное понимание коррупции, как сложного социально-экономического явления.

. Бытовое понимание: при пассивном интересе коррупция рассматривается, как совокупность разрозненных аморально-криминальных проявлений.

. Отсутствие понимания: нет интереса к проблеме, при слабом понимании явления коррупции.

С точки зрения такого подхода, понимание коррупции зависит от двух переменных: интереса к проблеме и системности (бессистемности) подхода к анализу. Как правило, системное понимание связано, а во многих случаях, продиктовано интересом к проблеме. И наоборот, бессистемное понимание связано с отсутствием интереса, либо с пассивным интересом к коррупции.

Распространенность системного понимания во многом определяет успех антикоррупционной деятельности. Именно такому пониманию коррупции соответствует реальный анализ, основанный на:

причинах коррупции, а не на её внешних проявлениях;

многообразия проявления коррупции в органах власти;

нетерпимом отношении к данному явлению.

Выделим следующие типы понимания коррупции:

моральные оценки коррупции;

В данном случае речь идет, о бытовом понимании коррупции. Коррупция ассоциируется с ложью, нечестностью чиновников, как правило, доминирует представление о связи коррупции и доходах конкретных коррупционеров.

отождествление коррупции со взяточничеством;

Подобное понимание коррупции являет собой среднее между системным и бытовым. С одной стороны, отсутствует отождествление коррупции с неэтичностью поведения, с другой - вся совокупность коррупционных проявлений, существующих в России, сводится только к взяточничеству.

коррупция, как слияние криминала с властью;

Такое понимание коррупции представляет собой еще один вариант бытового понимания. Коррупция понимается, как сращивание полномочий власти и преступности.

коррупция возникает из-за нарушения связи начальник-подчиненный;

Указанное понимание коррупции относится к типу системного. Фундаментальным здесь является термин «интерес». Коррупция понимается как подмена интересов, как конфликт общественного интереса в угоду личному, как предательство начальника, руководителя. Данный тип коррупции является одним из наиболее адекватных к целям антикоррупционной политики.

коррупция - весь спектр отношений;

В данном случае представлен классический пример системного понимания коррупции как совокупности всех коррупционных проявлений.

Рассматривая вопрос соотношения понятий коррупция и власть, коррупцию во власти следует понимать как процесс, при котором имеет место прямое использование должностными лицами прав, связанных с должностными полномочиями, в целях личного обогащения.

Ученые, политики, юристы, общественные организации, изучающие проблему коррупции в органах государственной, региональной власти и местного самоуправления, разделяют ее по различным основаниям на виды. Рассмотрим некоторые из мнений:

Кузьминов Я.Н. различает коррупцию в широком (нарушения должностным лицом своих обязанностей ради материального вознаграждения) и узком (взяточничество и чиновничье предпринимательство) смысле;

Ожиганов Э.Н. разделяет современную коррупцию на бюрократическую и политическую, принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную;

Радаев В.В. говорит о трех моделях коррупции: монополистической, дерегулируемой, конкурентной;

Центр социально-либеральной политики - Россия подразделяет коррупцию на:

. государственную (коррупция чиновников);

. политическую (коррупция политических деятелей);

. коммерческую (коррупция бизнесменов и менеджеров);

. бытовую (коррупция в сфере услуг (ЖКХ, медицина и др.),

. безопасности (полиция, прокуратура, суды, ГИБДД).

Вывод: видами коррупции могут быть подкуп и продажность, коррупция «низов» и «верхов», коррупция в государственном, региональном, муниципальном и негосударственном секторах.

Явление коррупции многообразно. С одной стороны оно включает неправовые этические коррупционные нарушения, с другой - коррупционные гражданско-правовые деликты; административные, в том числе дисциплинарные проступки; преступления.

Содержание коррупции не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, а включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса вопреки интересам службы. При этом коррупция в системе государственной и муниципальной службы традиционно рассматривается как качественно более опасное явление.

Можно выделить следующие формы проявления коррупции во власти:

злоупотребление должностными полномочиями;

получение взятки;

коммерческий подкуп;

дача взятки;

служебный подлог;

провокация взятки или коммерческого подкупа;

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;

протекции друзьям, родственникам и знакомым;

«продажа» услуг, входящих в круг служебных обязанностей;

получение «откатов» за предоставление муниципальных контрактов;

патронаж чиновников над определенными муниципальными контрактами, осуществляемый через подставные фирмы или так называемых «партнеров», либо непосредственно в форме «консультирования»;

вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренную выдачу документов и др.

По данным ВЦИОМа, 22% опрошенных россиян - выступают за применение смертной казни по отношению к коррупционерам. Смертная казнь, как показывает опыт того же Китая, отнюдь не решение, но судебная практика пока слишком сильно отстает от российского «рынка взяток», объем которого достигает по разным оценкам 300 миллиардов долларов в год.

Если дело доходит до суда, то для кого-то становится важно, чтобы вся цепочка, задействованная в механизме коррупции, не потянулась и сохранила «работоспособность». Поэтому принцип простой: пока ты соблюдаешь «правила игры», к тебе будет снисхождение - такова плата за лояльность. Рубить подобные цепочки, можно и необходимо только с головы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...