Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы, методы, способы борьбы с коррупцией в органах муниципальной власти




 

Органами внутренних дел Красноярского края только за 9 месяцев 2010 года в отношении должностных лиц выявлено 427 преступлений, наибольшее количество которых в органах государственной и муниципальной власти. К уголовной ответственности привлечено 102 должностных лица, в суд направлено 334 уголовных дела.

В настоящее время при документировании фактов взяточничества основной упор сделан на выявление преступлений, предусмотренных частью 4 ст. 290 УК РФ, совершенных в группе и в крупном размере. Как результат - за отчетный период на 33 % увеличилось количество преступлений данной категории.

Средний размер взятки по оконченным уголовным делам составил 269 тыс. рублей, что в 1,5 раза превышает показатель по Сибирскому федеральному округу - 170 тыс. рублей - и в 2 раза общероссийский - 136 тыс. рублей.

Тем не менее, в Красноярской мэрии к борьбе с коррупцией все готово. Регулярно проводятся заседания антикоррупционного комитета. В администрации работает горячая линия, на которую можно сообщить факты о злоупотреблениях. По сообщениям пресс-службы, за 2010 год юристы администрации провели антикоррупционную экспертизу 314 правовых актов, на антикоррупционный телефон доверия поступило 465 звонков (ни один из сообщенных фактов о коррупционных действиях не подтвердился).

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить реформы законодательства, которые включают в себя как ужесточение наказаний, так и меры для уменьшения количества ситуаций, предполагающих возникновение коррупции. Безусловно, одни государственные реформы без поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения большей ответственности государства перед гражданами. Для этого требуется проводить долгосрочные реформы, создавать независимые институты для исследования проявлений коррупции, а также повышать саму этическую культуру муниципальных служащих. Кроме того, одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является полное или частичное снижение выгоды от не выполнения своих прямых должностных обязанностей, а так же повышение оплаты или вознаграждения за их успешное выполнение. Эксперты отмечают так же необходимость общественного контроля за выявлением случаев взяточничества в институтах власти, освещение случаев раскрытия дел, связанных с коррупцией должностных лиц, а так же принятие общегосударственных программ, направленных на борьбу с этим явлением. Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения.

Александр Глисков, депутат Красноярского городского Совета депутатов подчеркивает: «Одно из основных препятствий в борьбе с коррупцией - отсутствие гражданского общества. Есть население, осуждающее коррупцию, но нет гражданского общества, способного транслировать недовольство: ни политических партий, ни правозащитных организаций, ни специализированных СМИ. В Иркутске, например, выходит несколько газет, пишущих только о коррупции, - «Народный контроль», «Родная земля». В красноярских же СМИ «наезды» на коррупцию носят характер эпизодический и декоративный: красиво упакованные слухи, минимум документов, ничего не доводится до конца. Вроде бы вскрыли очаг коррупции, так копайте дальше, отслеживайте ситуацию! Но нет этого. Та же ситуация с правозащитными организациями. Более того - если в названии общественной организации есть слова «борьба с коррупцией», не исключено, что это окажется прибежищем сомнительных, даже криминальных элементов. А уж чем занимаются так называемые оппозиционные партии в Красноярске, и вовсе непонятно. Сейчас, правда, пошла тема борьбы с коррупцией через блоги, но и у нас опять тишина. На мой взгляд, виноват в этом бизнес. Потому что на борьбу с коррупцией нужны деньги, нужны спонсоры. Если их нет - значит, бизнес не считает коррупцию проблемой и не готов на нее тратиться».

В тех органах государственной власти, которые имеют распределительные функции (скажем, распределение земельных участков или контрактов), действует аукционный способ распределения. Таким образом, можно существенно снизить интерес чиновников к объекту распределения.

Владимир Щербенин, руководитель департамента муниципального заказа администрации Красноярска считает: «Несовершенство законодательства о госзакупках в том, что оно все еще имеет лазейки для недобросовестных участников. Например, компании могут участвовать в торгах не для того, чтобы получить контракт, а чтобы «отжать», оказать давление на других участников торгов, получить с них выгоду. И как с этим бороться - не совсем понятно. Но что касается прозрачности муниципального заказа, она сегодня значительно выше, чем раньше: до 80 % заказа размещается на аукционах, где решающим фактором является цена. А в ежегодных рейтингах прозрачности торгов и доступности информации о муниципальном заказе, которые составляются независимыми экспертами, Красноярск уже несколько лет занимает лидирующие позиции».

Опыт борьбы с коррупцией в других странах говорит о том, что существенным способом борьбы есть конфискация имущества у лица, которого осудили за этот вид преступления, а так же снятие депутатской неприкосновенности.

Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение парламента законопроект, в соответствии с которым виновных во взяточничестве будет взиматься штраф до стократной суммы взятки.

Способов много, однако, эксперты склоняются к мысли. Что на сегодняшний день нет стопроцентных методов борьбы с коррупцией.

Новое направление борьбы с коррупцией - стремление не только к эффективности, но и к прозрачности в работе органов местного самоуправления.

Там, где процесс властеотношения стал непрозрачным даже для его собственных управленческих органов, борьба с коррупцией обречена на провал. Нередко это зависит от самих условий доступа к информации и определяет поведение как чиновников, так и тех, кто с ними взаимодействует.

Тем не менее, коррупция - это система. Следовательно, для борьбы с ней также необходимо применять систему. Меры по борьбе с коррупцией в органах власти должны быть взаимосвязаны и должны проводиться в рамках системной концепции предотвращения коррупции.

На эту тему написано значительное количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты» против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от статуса муниципального образования - его уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Целесообразным привести примеры удачной стратегии по борьбе с коррупцией - и извлечь из них определенные уроки.

Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался городом-государством с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов

Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:

получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.

Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жесткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других служб.

Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных городов-государств мира - 4-е место в Corruption Perception Index.

В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

основные инструменты - налоги, льготы и субсидии;

свободный доступ к внутренним государственным документам;

независимая и эффективная система правосудия;

установление высоких этических стандартов для государственных чиновников;

высокие зарплаты госслужащим.

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12-15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач - повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно - восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в стратегиях других государств. Наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию и пакет антикоррупционных законов, разработанный Президентским советом по противодействию коррупции, явное тому подтверждением.

По мнению юристов, решению проблемы борьбы с коррупцией может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц, подозреваемых в коррупции.

По сути, такой контроль выражается в том, что определенные государственные органы, муниципальные, общественные организации, должностные лица законодательно наделяются властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных муниципальных служащих, предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к ответственности.

Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно отстранять от работы муниципальных служащих, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытых преступным путем и т.п.

В зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля, используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.

Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им обязанности контролируемых муниципальных служащих, объективно не ущемляющие конституционные права и свободы.

Примером таких мер могут служить выраженные в различной правовой форме права контролирующих инстанций на получение необходимой им информации, проверку подлинности предоставленных сведений и соответствующие обязанности контролируемых предоставлять такую информацию, не препятствовать и не уклоняться от контроля.

Специально предупредительные ограничения и запреты, налагаемые на лиц, выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

Например, ограничения на пребывание в определенных местах, запрет выезжать за пределы населённого пункта для лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговора и состоящих под административным надзором, ранее упомянутые ограничения на финансовую деятельность.

В современный период назрела необходимость создания:

обоснованных критериев изменения структуры органов муниципальной власти, поскольку их отсутствие в современный период создает возможность для корыстного лоббирования со стороны тех или иных олигархических групп, принятия соответствующих решений должностными лицами структурных подразделений органов муниципальной власти.

создания эффективного механизма четкого разграничения функций принятия решений, их реализации, контроля и предоставления услуг. Данная мера, как никакая другая будет способствовать предупреждению и пресечению коррупции.

скорейшее создание условий, исключающих возможность широты дискреционных полномочий деятельности структурных подразделений и должностных лиц органов местного самоуправления.

внесение изменении и дополнении в законодательство, направленных на снижение применения разрешительного принципа в различных его формах, а где он сохраняется - создание полной прозрачности при принятии решений. Как показывает практика, коррупцию в органах местного самоуправления порождает большое количество запретов, различного рода разрешительных процедур, не всегда оправданных. Неэффективное, а порой и полное отсутствие механизма правовой защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, контактирующих с муниципальными служащими, также способствует разрастанию коррупции в органах местного самоуправления.

одним из факторов распространения коррупции в системе органов местного самоуправления является наличие множества формализованных процедур, которые созданы самими муниципальными служащими, неэффективность, а порой и полное отсутствие внутриорганизационного и внешнего контроля за деятельностью муниципальных служащих. В связи с этим отграничить организационные проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства от действий, стимулирующих коррупционное поведение заявителей, практически невозможно.

Мнение Алексея Левинсона, руководителя отдела социокультурных исследований аналитического центра «Юрий Левада»: «В нынешней экономической системе проще заплатить чиновнику, чем действовать законными методами. Потому что суть коррупции в этом и заключается: чиновники создают «узкие места», преодолеть которые чрезвычайно сложно, и берут плату за то, чтобы их обойти. Тут я не открою Америки: нужно постепенное превращение чиновничьего аппарата именно в аппарат - чиновник должен не принимать решения, а выполнять одно действие, без толкований и вариантов. И второе - нужно выращивать гражданские институты, которые сделают максимально возможное количество принятия управленческих решений прозрачными. В 2010 году по опросам нашего центра 60 % россиян ответили, что коррупции за последние годы стало больше, - это самый высокий показатель за последнее время».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...