Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гордому человеку противится Сам Бог. Единственная возможность устоять - смириться




 

138-й абзац:

Сколь великое зло есть гордость, когда для противостояния ей мало Ангелов и других противных ей сил, но для сего воздвигается Сам Бог! Заметить надобно, что Апостол не сказал о тех, которые опутаны прочими страстями, что они имеют, противящимся им Бога, то есть не сказал: Бог чревоугодникам, блудникам, гневливым, или сребролюбцам противится, но одним гордым. Ибо те страсти, или обращаются только на каждого из погрешающих ими, или по-видимому пускаются на соучастников их, т. е. других людей; а эта собственно направляется против Бога, и потому Его особенно и заслуживает иметь противником себе.

Потому ничего и не получается у гордого человека, и ничего и не может получиться ни при каких обстоятельствах, раз Бог ему противится. Все наши дела, вся наша суета, все наши духовные или околодуховные потуги, все наши надежды, желания сделать карьеру, завести бизнес, построить дом или создать семью разрушаются, если все эти попытки имеют основанием гордыню, потому что Бог нам противится. Все, что собирается сделать человек по гордости, будет разрушено.

Вот хочу я доказать всем, что могу, например, иметь бизнес. Я что-то делаю, доказываю, но все кончается ничем, потому что человек бросает вызов Богу, он пытается доказать, что что-то может. Вот хочет человек доказать, что он художник, или спортсмен, или музыкант, и все заканчивается катастрофой. Нет, он может достигнуть чего-то, может доказать, что он музыкант, может выиграть какой-то конкурс и стать лауреатом какого-то очень известного музыкального фестиваля, победить на выставке, стать миллионером. Но все это заканчивается ничем. Либо появляются проблемы со здоровьем, либо с семьей, либо какие-то трудности с бизнесом, либо какие-то конкуренты и враги… В итоге-то все равно тактически человек чего-то получает, его эти маленькие, кратковременные успехи утверждают, что он действительно что-то может, что у него получается, но в итоге-то все равно все заканчивается плохо, потому что человек именно на гордости пытается строить то или иное предприятие в своей жизни.

Например, постоянно встречается такой эпизод. С миллионерами, художниками, музыкантами мне общаться не приходится, а вот простые люди часто рассказывают похожие истории, но суть от этого не меняется. Сплошь и рядом, каждый день приходит человек, у которого все дела зашли в тупик. Они объективно не то, что с его точки зрения, они с моей точки зрения такие; и с любой точки зрения полный, абсолютный тупик. Какие-то неразрешимые ситуации: суды не судят, защитники не защищают, партнеры кидают, должники не платят, кругом постоянно требования, несовместимые с разумом, совершенно невозможное бытие. Представьте: бизнес закрыли, а ты должен несколько миллионов. При этом оказывается, что на тебя повесили кредит миллионов в пятнадцать. При этом оказывается, что у тебя заболевает мама, умирает сын, тебя выгоняют из дома и ты живешь на улице. Это ситуация, которая с той или иной вариацией повторяется каждую неделю точно.

Приходит к тебе человек, поначалу ты просто удивляешься и думаешь, что это действительно просто злая воля людей, и пытаешься искренне ему помочь, хоть утешить человека, обнять, сказать слово, помолиться с человеком. А потом постепенно, с годами, приходит понимание: ничем ты не можешь помочь человеку. Говоришь: «Давай, брат, не будем никого осуждать». И сразу же человек взрывается: «Это я осуждаю? Да я в жизни никого не осудил! Вы вообще не знаете ничего о моей жизни! Да на самом деле более кроткого, спокойного существа, чем я, просто не существует. Да если бы вы знали, как я люблю Бога, если бы вы знали, сколько слез я выплакал перед Ним! Вообще какие благодеяния, дела я делал ради Него! Вы вообще знаете, кто я такой, чтобы мне такое говорить? » И сразу понимаешь, что да, знаю, но сделать уже ничего нельзя.

Вот это прорывающаяся гордыня: человек видит себя, и только себя, и он действительно думает, что только он что-то делает. Это яснее ясного показывает, что в основе всей этой замкнутой и неразрешимой ситуации всего лишь человеческая гордыня.

Один раз было такое, что человек прокричался, высказался, и вдруг до него что-то дошло. Он действительно помолился (или кто-то за него помолился) и вдруг говорит: «Знаете, действительно я гордый человек. Я действительно осуждаю, действительно превозношусь. Да, наверно, Вы правы, так мне и надо». И буквально как по волшебству вдруг выясняется: извините, мы кредит Вам по ошибке выписали, Вы нам ничего не должны. Кредиторы говорят: «Не надо нам этих пятнадцати миллионов, нам достаточно одного, а все остальное простим Вам». Кто-то принимает на квартиру, ребенок вдруг неожиданно выздоравливает, еще какие-то бонусы неожиданно падают только за то, что человек смирился.

Известна история из Ветхого Завета, когда был не то, чтобы совсем негодный, но в целом никчемный царь Ахав, который делал много зла; даже не совсем зла, так, пакостил помаленьку. И вот однажды он захотел приобрести очень богатый и хороший виноградник некоего человека по имени Навуфей. Очень ему хотелось иметь этот виноградник, нравился он ему. Он пришел попросить, а Навуфей говорит: «Я бы рад, царь, но по закону Божьему я не могу тебе его отдать, потому что это вотчина моих отцов, это неотчуждаемый участок». Ахав заскорбел: «Как так? Жалко ведь». Он понимает, что ничего не сделаешь, нельзя, но очень хочется.

Жена же царя была не чета ему. Она была женщина подлая и совершенно беспринципная, она делала не то что мелкие пакости, а откровенное зло. «Какие проблемы? Сейчас сделаем». Она созвала нечестивый суд, Навуфея осудили и убили, а имущество было отчуждено в казну царя. «Иди и владей своим виноградником». Вот и все. И Ахав пошел, радостный.

Навстречу ему идет пророк Илия и говорит: «За то, что ты сделал, знай, что тебе будет страшное наказание; ты увидишь, как на твоих глазах убьют твоих детей, а потом и тебя заодно, потому что ты сделал мерзость». Ахав, хотя и был ничтожнейший царь, пришел домой, разорвал одежды и заплакал. Нет, не потому, что он Бога прогневал, но кому приятно узнать, что твоих детей убьют на твоих глазах? Ведь Бог что захочет, то и сделает. Он плакал от сознания того, что Бог это сделает, потому что Он может это сделать. Это не были покаянные слезы, это не было молитвой, чтобы попросить прощения, как Давид, или изменения судьбы (как Езекия), это просто был плач отчаяния, что Бог исполнит Свои слова. И Бог говорит Илии: «Иди и скажи ему: за то, что ты смирился, ничего этого не будет». Ахав даже ничего не просил, но он смирился, то есть признал, что не от него зависит его судьба, а как Бог скажет, так и будет. И только этого движения оказалось достаточно, чтобы отменить изреченный приговор.

В этом смысле человеку достаточно просто смириться, признать, что он виноват, или то, что не от него зависит все это, как Бог устроит, так и устроит; вот так Ему захотелось, пусть так, с Богом спорить, что ли, буду? И вот одной этой мысли, одного этого слова достаточно, чтобы все в жизни человека переменилось и все запутанные обстоятельства вдруг ушли в сторону.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...