Передача от 30 ноября
Продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Мы остановились на 154-м абзаце. Напомню: Когда будем мы держаться в таком настроении, тогда за этим без всякого сомнения последует такое невозмутимое и неизменное состояние смирения, что, почитая себя низшими всех, самым терпеливым образом будем мы переносить все, нам причиняемое, сколь бы оно ни было напрасленно, оскорбительно, или даже вредно, – так, как бы то налагаемо было на нас от наших начальственных отцов (как послушание или испытание). И не только легко все такое будет нами переносимо, но и почитаемо малым и ничтожным, если притом постоянно будем содержать в памяти и чувстве страдания Господа нашего и всех святых, потому что тогда напраслины, нами испытываемые, будут казаться нам настолько легче, насколь далеко отстоим мы от их великих дел и многоплодной жизни. Воодушевление к терпению, отсюда исходящее, еще будет сильнее, если при этом будем помышлять, что скоро переселимся и мы из сего мира и по скором конце нашей жизни тотчас станем соучастниками их блаженства и славы. Такое помышление губительно не только для гордости, но и для всех страстей. После этого следует нам крепко-накрепко держать такое смирение и пред Богом: что будет нами исполнено, если будем питать убеждение, что мы сами собою, без Его помощи и благодати, ничего не можем сделать, что относится к совершенству добродетели, и будем искренно верить, что и то самое, что успели мы уразуметь, есть Его дар. В этом абзаце описывается состояние смиренного человека, то, что должен думать, чувствовать смиренный, то есть в Боге пребывающий человек. И первое ощущение, чувство: почитание себя низшим других. То есть человек, не сравнивая (это важно! ) себя с другими, сознает, чувствует, переживает себя существом низшим, чем другие.
У рационального человека подобные представления могли бы основываться на рациональных же размышлениях. Многие люди представляют себя так: «Я должен считать себя ниже других. Так, буду смотреть, чем я ниже? » Естественно, сравнивая себя с другими, он увидит, что он не только не ниже других, но гораздо лучше, выше многих. Этот путь рационального размышления, сравнения не только путь, ведущий в никуда, это путь, напрямую ведущий к гордыне. Иоанн Кассиан здесь пишет совсем про другое. Он пишет, что если человек смиряется, это ощущение приходит к нему как бы само собой; вернее, как заканчивает это слово Иоанн Кассиан, по дару Божьему. В силу определенных условий, определенных усилий человек достигает такого состояния, что просто видит, ощущает себя ниже, чем другие. Это делается без особых усилий, просто он пребывает в этом состоянии, он живет в этом состоянии. Это не сразу, не мгновенно, даже не в течение месяцев или года делается, какой-то продолжительный отрезок жизни должен быть на это потрачен. Постепенно к человеку приходит сознание себя ниже других, причем буквально он видит себя маленьким, слабым, никчемным, пустым, а всех людей сильными, большими, важными, значительными, хорошими. Он просто так видит, и это состояние есть дар благодати Божьей. Но, по сути, если я так чувствую, так переживаю и это есть дар, от меня-то это не зависит. Я могу войти в это состояние, могу выйти из него. Но как войти в него? Что надо делать, чтобы войти в это состояние, переживание своего бытия в благодати, в Боге? Как в это состояние войти и что сделать, чтобы из него не выйти? И выясняется, что гораздо важнее именно второй аспект, на который обращает внимание преподобный Иоанн Кассиан. Важно терпение всего нам причиняемого, даже если это вредно, оскорбительно и напраслина. То есть человек для того, чтобы войти в это состояние, должен переживать все, что с ним происходит. Независимо от того, к какому эффекту и результату это приводит, а просто исходя из того, что раз это переживать мне дано, значит, Бог хочет от меня именно этого, и именно это я и буду сейчас переживать. Это состояние и является максимально трудным, невыносимо, непостижимо трудным для современного человека.
Человек может с большим усилием и напряжением воли перетерпеть нечто, осознаваемое им как заслуженное. Например, опоздал он на работу, начальник на него накричал. Огромным усилием воли, просто сжиманием зубов, призыванием всех святых, молитвой к Господу человек сдерживается, чтобы не поставить начальника на место. И в момент, когда он держится, он понимает, что он, конечно, заслужил это. Но в глубине души думает: «А сам-то ты какой? На себя посмотри, ты-то как живешь? Я всего один раз опоздал, и ты на меня орешь, а сам нарушаешь это в сто раз больше. А коллега мой каждый день опаздывает, и ты на него не орешь». Чувство попираемой справедливости настолько захлестывает человека, настолько давит на него, что сопротивляться этому чувству попранной справедливости почти невозможно. Причем совершенно не важно: человек может опаздывать каждый день, но все равно чувство попранной справедливости в нем будет кричать, стучать, звонить во все колокола, что ни в коем случае никто не может на него кричать, потому что сами они еще хуже, чем он. Я привожу ситуацию, когда человек заведомо не прав, он заведомо опоздал. Но даже в этом случае перетерпеть укоризну, прещение для современного человека почти невозможно. Что же говорить про те случаи, если на человека наорали, когда он не опоздал? Что же делать, когда на него кричат и обвиняют в том, что он опоздал, хотя он пришел вовремя, просто случилось какое-то недоразумение? В этой ситуации человек, очевидно, имеет все основания бороться за свои права, за справедливость, за то, что он считает правильным. А что же делать человеку, если он увидит, что принимаемое начальником решение ошибочно? Например, когда его перемещают с какого-то места, на котором у него все получается, а на это место садят человека, который ничего не умеет делать, потому и развалит всю работу отдела. Как он может молчать? Ведь гибнет предприятие, разрушается фирма, губится дело, на которое потрачены лучшие годы его жизни. Он что же – будет сидеть и смотреть?
Понятно, что для современного человека, воспитанного в подобных представлениях о правде и справедливости как о важнейших атрибутах нормальной человеческой жизни, перетерпеть нечто ему причиняемое представляется абсолютно невозможным, он не может этого сделать. Настолько поменялась парадигма восприятия реальности, что каким бы христианином ни был человек, все его сознание взрывается и протестует. Конечно, если бы человек читал Евангелие, если бы он молился Богу (именно молился, а не просто произносил какие-то слова молитвы), если бы он погружался в исследование слова Божьего, то он бы нашел нужные слова и мотивы для того, чтобы сдержаться, ибо заповеди Божьи звучат конкретно, непреложно, совершенно категорично. Но без чтения Священного Писания, без живой, подлинной, настоящей молитвы к Богу у человека нет мотивации для того, чтобы сдержаться. Значит, именно по этой причине мы и не можем смириться. Если бы мы претерпевали все нам причиняемое, переносили бы это с миром, сохраняя внутреннюю убежденность, что так хочет Бог, то мы бы и смирились, и очень быстро стали чувствовать себя хуже всех, меньше всех, слабыми и беспомощными, но на руках, ладонях Бога. Но мы не делаем этого, поэтому смириться не можем, вернее – не хотим, потому что заповеди, которые призывают нас принимать причиняемое без рассуждения, мы просто не знаем. Скажем, самое простое слово, которое вспоминается по этому поводу, это отрывок из Первого послания апостола Петра: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1 Петр. 2, 18). Я подчеркиваю: то угодно Богу, чтобы кто-то скорбел несправедливо. Это не просто некая данность этого мира, не просто некое проклятие нашего времени или проклятие нашей страны, это воля Божья, так Ему угодно, чтобы мы страдали несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 20–21). Христос-то пострадал несправедливо, и вместо награды и заслуги Он был убит, был опозорен, Он был истерзан, не сделав никакого греха. Мы назвали себя христианами, мы сказали, что идем за Христом, мы сказали, что мы Его ученики. Чего роптать, если мы страдаем несправедливо? Это значит, что Бог назвал нас Своими учениками.
Глава 12 к оглавлению
Текстовая запись семи выпусков 2020
СОДЕРЖАНИЕ Работу ума не остановить, но от человека зависит, какими образами питается ум извне и из недр памяти. Абзац 158 О внутренних истоках, наполняющих деятельность нашего ума. Три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нашего естества. 159-й абзац О различении лукавых помыслов. Абзац 160 О блуждании помыслов. Как собрать себя на молитве. Абзац 155 О блуждании помыслов. Поверить в возможность обуздать блуждание ума и наработать инструменты для этого. Абзац 156 Как стать способным противостоять злым помыслам? Абзац 163 Мы живы, если идем против потока смерти и не сдаемся ему. Как бы не искушал нас враг, принудить он нас не может. В падениях виноваты мы. Абзац 165, 166 Как духи нечистые знают наши мысли? Абзац 169
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|