Гордыня вытесняется только смирением. Что такое смирение? Как мне смиряться?
Гордыня вытесняется только смирением. Что такое смирение? Как мне смиряться?
153-й абзац: Почему воин Христов, который, законно подвизаясь подвигом духовным, желает быть увенчанным от Господа, должен всячески постараться истребить и этого лютейшего зверя, как поглотителя всех добродетелей, будучи уверен, что пока он будет в его сердце, то ему не только нельзя будет освободиться от всех страстей, но что если возымеет он сколько-нибудь добродетели, и та погибнет от его яда (от яда гордости)… Человек не может с гордостью достигнуть каких-то плодов. Даже плоды, которые у него уже были до того, как в нем развилась гордость, становятся никчемными и разрушаются. Гордость – область смерти. Гордость разрушает все, к чему человек прикасается и чего он добивается. Гордость отравляет недра его души, сами источники. Гордость губит все. Ничего так не должен бояться разумный человек, как гордости. И дальше преподобный Иоанн Кассиан продолжает: …Ибо в душе нашей никак не может быть воздвигаемо здание добродетелей, если наперед в сердце нашем не будут положены основы истинного смирения, которое будучи наипрочнейше сложено, только одно и сильно сдерживать до верха возведенное здание совершенства и любви. Для сего надлежит нам, во-первых, пред братиями нашими с искренним расположением изъявлять истинное смирение, ничем не позволяя себе опечалить их, или оскорбить, – чего никак не можем мы исполнить, если по любви ко Христу не будет в нас глубоко укоренено истинное от всего отречение, состоящее в полном обнажении себя от всякого стяжания… Если мы имеем гордость, то единственное, что поможет нам принести плод добродетели, – это смирение. Именно на сокрушение гордыни и стяжание смирения и направлена в первую очередь духовная деятельность человека. Все остальные поверхностные меры ничего не дадут, если не будет сокрушена гордыня и человек не навыкнет к смирению.
Передача от 16 ноября
Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, и речь у нас пойдет о смирении. Мы говорили в прошлый раз о том, что гордыня ни в какой ее форме и мере не соотносится с добродетельной жизнью. Гордыня всегда приводит к тому, что человек не приносит никакого плода жизни и добродетели, ибо Бог гордым противится (Иак. 4, 6). Но даже те плоды и добродетели, которые были у человека, разрушаются. Все это рушит гордыня. Смирение является как раз той деятельностью, тем действием, которое помогает человеку от гордыни избавиться. Если смирения не будет, то никаким другим образом гордыню разрушить не удастся. Гордыня вытесняется только смирением. И смирение приобретается только по мере разрушения гордыни. Смирение является тем наиболее действенным элементом духовной жизни, духовного делания, который помогает эту гордыню сокрушить. В 153-м абзаце мы читали уже ответ Иоанна Кассиана по поводу смирения: …Ибо в душе нашей никак не может быть воздвигаемо здание добродетелей, если наперед в сердце нашем не будут положены основы истинного смирения, которое будучи наипрочнейше сложено, только одно и сильно сдерживать до верха возведенное здание совершенства и любви. Для сего надлежит нам, во-первых, пред братиями нашими с искренним расположением изъявлять истинное смирение, ничем не позволяя себе опечалить их или оскорбить… Часто люди спрашивают: «Что такое смирение? Как мне смиряться? В чем конкретно для нас может быть явлена деятельность смирения? » Преподобный Иоанн Кассиан отвечает на этот вопрос просто и емко. Первое – это никогда не опечаливать и не оскорблять рядом живущих людей. Второе – являть окружающим нас людям послушание и покорность. И с первым, и со вторым родом духовной деятельности у нас очень большие проблемы. Мы не можем понять, насколько это важно.
Например, обиду или оскорбление людей мы считаем неизбежным злом. Мы в досаде, в плохом настроении, из каприза и своеволия говорим нечто плохое, обидное и унизительное человеку. Не со зла, не потому, что мы плохие, а потому, что настроение плохое, просто нам не хочется сегодня стараться, не хочется сегодня что-то делать, и мы взяли и таким образом сегодня сорвали злость, нагрубили человеку, обозвали его как-то, просто посмотрели на него косо или еще что-то сделали... Это всё признаки гордыни. Борьба со всем этим – это борьба за смирение. Когда мы стараемся это победить, преодолеть эту возможность, желание досадить другому человеку, сделать ему больно, то этим и боремся за смирение. Это касается всех сфер человеческой жизни, будь то семья (супруга или родители), приход, соседская община, предприятие, трудовой коллектив. Мы должны в этом малом сообществе являть мирное сердце, не позволяя себе никого обидеть, унизить, опечалить никаким образом. И только это действие приводит сердце наше в смирение. И только так мы вырастаем в меру отцов, доступную для нас, потому что разрушаем сам корень греха – человеческую гордыню. Второе качество, которое необходимо для смирения, – это послушание и покорность. Но как обыкновенному современному человеку слушаться, как ему быть покорным, если он всегда видит, что он прав, а тот человек, которого ему надо слушаться, не прав? Как слушаться, если тот, кому я должен покоряться, подчиняться, не прав? Когда он делает очевидную ерунду, негодные вещи, я же должен возмущаться, говорить об этом. Это въевшаяся в нас черта, ее не искоренить почти ничем: мы всегда совершенно и абсолютно уверены, что имеем правильное суждение. Может быть, с какой-то объективной стороны, с точки зрения юридического закона или догматического богословия наше суждение правильно. Но осуждение того человека, которого мы должны слушаться, – неправильно. Здесь важно не реальное соответствие истинности нашего недовольства, а важно то, что мы уверены в своем суждении, у нас нет никаких оснований сомневаться, что именно так и есть. Этой уверенностью в том, что мы знаем правильно, уверенностью в своем суждении, этим самомнением мы естественным образом питаем гордыню.
Поэтому не случайно 153-я глава заканчивается у Иоанна Кассиана следующим образом: …во-вторых, надлежит в простоте сердца и без всякого притворства воспринять иго послушания и подчинения, так, чтоб кроме заповеди аввы, никакая другая воля отнюдь не жила в нас; что никем не может быть соблюдаемо, кроме того, кто не только возымел себя мертвым для мира сего, но и почитает неразумным и глупым, и без всякого размышления исполняет все, что ни прикажут старцы, по вере, что все то священно и от Самого Бога возвещается. У нас так не получается. Мы уверены, что мы разумны, умны, поэтому дерзаем спорить, дерзаем настаивать на своем во всех случаях независимо от нашего церковного статуса. Мы проникнуты до мозга костей убежденностью, что знаем, как правильно. Другого варианта нам в голову просто не приходит. А это и есть самомнение, которое вместо того, чтобы помогать нам бороться с гордыней, приводит к тому, что гордыня в нас только возрастает. В этом смысле смирение – это почитание себя ограниченным, неразумным, глупым. Но кто сейчас на это способен? Никто не воспринимает всерьез суждение Бога об этом, мы не можем отречься от права собственного суждения. Мы никак не можем победить осуждение. Никто не слушает Бога и не собирается Его слушать. Поэтому смута у нас в умах. Все потому, что человек весь проникнут мыслью, что он правильно знает, он уверен в этом. И он даже никогда в этом не сомневается. А то, что у картинки, которую он видит, есть некая альтернатива, ему это и в голову не приходит. Он уверен, что он прав, и за эту правду борется. А правда на самом деле в том, чтобы смириться перед волей Божией и исполнить ее. Но для этого у нас не хватает ни веры, ни сил, ни знания Писания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|