Глава 15 к оглавлению. Благодать Божия и человеческая молитва. Четыре условия для того, чтобы молитва состоялась. Молитва святых отцов и наше представление о молитве
Глава 15 к оглавлению О молитве Текстовая запись шести выпусков
СОДЕРЖАНИЕ
Благодать Божия и человеческая молитва Четыре условия для того, чтобы молитва состоялась Молитва святых отцов и наше представление о молитве К молитве нужно готовиться и ей учиться Жизнь мирянина и его молитва Смирение - фундамент молитвы Вера, упование на Бога, стремление быть послушным Его воле Осуждение и молитва несовместимы Знаки, что наша молитва услышана Богом. Опасность обольщения Что усиливает нашу молитву? Молитва в своей клети, затворив двери. О двояком понимании этого евангельского образа О пользе коротких и часто повторяемых молитв Способ использования коротких молитв Плоды коротких молитвенных призываний Молитва – помощь человеку в нуждах повседневного странствия, а не лестница к запредельным дарам Передача от 5 апреля Благодать Божия и человеческая молитва
Мы продолжаем читать наставления святого Иоанна Кассиана из второго тома «Добротолюбия». В прошлый раз мы говорили о синергии и соотношении Божьего действия, Божьей благодати и человеческого произволения. Из прошлой беседы для нас стало очевидно, что действие человека и действие Бога всегда и во всем сообразны.
Мы видим человека, совершенно неверующего: он пьет, развратничает, никого не любит, богохульствует. Проходит неделя, он ходит в церковь и говорит: «Бог меня спас! » Рассказывает, как Бог его спас. Нам кажется странным: почему? Ведь в нем же не было никакой склонности к добру, никакого Бога он знать не знал. Так нам кажется. А Бог смотрит в самую глубину, в самую бездну человеческого сердца и видит там либо уже созревшее произволение, либо готовность откликнуться на Его благодать. Ведь Он видит человека не так, как мы, и даже не так, как ангелы или бесы. Он видит человека целиком во всех его неизведанных безднах, видит, что тот готов исправиться. Благодать всегда дается даром, не за наши старания, жертвы, поступки. Нет ничего, что бы могло «предварить» благодать, то есть сделать ее как бы неизбежной, необходимой, заслуженной. Нет! Она видит наше произволение и изливается на это произволение потоком. И это произволение осуществляется только потому так плодоносно и так ярко, что излилась благодать. Поэтому в заключение размышлений о синергии в 195-м абзаце Иоанн Кассиан и говорит:
Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, – и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем и Спасителем и Помощником. Он подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела, и добродетели к совершенству, – иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, – иным, хотящим и текущим, вспомоществует, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все – возбуждая, содействуя и утверждая, – но без нарушения данной Им же свободы.
Этим славословием мы всегда заканчиваем любую молитву, по слову апостола Павла: Все из Него, Им и к Нему (Рим. 11, 36). Слава всегда Ему, и вся жизнь наша должна стать благодарением Ему. Именно это мы говорим в наших евхаристических молитвах, благодаря Его за все, что мы знаем, за все, чего мы не знаем, ведь наша жизнь окружена всеми благами Его. Но при этом мы страдаем, терпим, участвуем в труде. Труд этот для нас тяжел, наше естество страдает, хотя без благодати мы ничего бы не сделали, благодать нас укрепляет. Мы как бы разделяем с Ним подвиг, спасая свою душу и другие человеческие души. Мы как бы в Нем, через Него, вместе с Ним страдаем, ибо наше естество укоренено в Нем, оно есть тело Его, в котором мы, как в Церкви, пребываем. Мы разделяем с Ним подвиг терпения и послушания. В этом и есть наша награда: разделить с Ним Его жизнь, как Он разделяет нашу. Это и есть синергия.
Именно молитва обеспечивает действие благодати и, что особенно важно, – понимание ее действия. Ведь если не будет понимания того, что есть благодать, то человек все будет приписывать себе. Тогда он исполнится высокомерием и гордыней, теми качествами, свойствами, которые приводят как раз к умалению благодати: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Поэтому для человека, который по благодати Божьей хоть что-то делает, очень важно оставаться в этом самом делании, оставаться в понимании того, что все, что он делает, дает ему благодать. А чтобы понять, что все, что я делаю, делаю не без благодати, что мне помогает творить благодать Божья, это Он мне помогает, как раз необходима молитва. Поэтому вне правильной, достойной, открывающей это познание молитвы человек находится на очень опасном пути, рискуя потерять все, что он имеет. И если у него нет правильной, не формальной, не внешней только, а глубокой духовной молитвы, то человек погибнет. Не за то, что не молится. Никто не погибнет за то, что он не молится, так же как никто не спасется за то, что он молится. Но молитва является тем важнейшим инструментом, который помогает понять, что благодать есть благодать, что без Бога я ничего не могу сделать, каждый мой шаг осуществляется только потому, что Он мне помогает, что Он милостиво ко мне снисходит.
Поэтому, естественно, следующее рассуждение после синергии Иоанна Кассиана посвящено молитве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|